Британская и советская фантастика 20-60 гг...

Заголовок видео - неправильный.


Кратко: настоящим антиподом Союза, как социального проекта - особенно в межвоенный период - была Британия. Она столкнулась с кризисом своего проекта (всесторонним), вошла в зоны конфликтов эпохи. А Союз - развивался.
Потому разные источники, архетипы и организационные формы работы фантастов.
Советская фантастика:
- мезолит, как образ социальной структуры (это осознавал только Ефремов)
- индустриальные проекты, как требование развития;
- открытый космос и возможно новая физика - есть пространство развития;
- "зеро-теизм" - бога нет, но функции его по разумному устройству мира и торжеству морали - выполняются. Вместо бога - человечество во всей его истории;
- проблемы анти-интеллектуализма, но проектность мышления и выход на задачи;
- проблема - фантасты поначалу работали в одиночку... (структура Союза писателей была слишком большой)
Британская: сравнительно рефлективно решалась задача - сделать соц.революцию крахом для внутреннего мира каждого британца:
- сложное, стратифицированное общество;
- закрытый мир, закрытый космос, тесная связь с детективом, где играет герметичность сюжета;
- консерватизм в физике;
- упор на древние языки, на игру, на усложнённость мышления, причем вплоть до утраты реализма - такие сложные интриги, организованные садовниками и викариями отчего-то не проецировались в политику и бизнес...
- британцы сделали клуб авторов...

А теперь мы берем современную постСоюзную фантастику.

"Зона конфликтов эпохи" не просто проявилась - еще свалилась куча проблем из стран третьего мира.
- часть фантастов вполне очевидна разбилась по нескольким лагерям - исходя из того будущего, которое хотят, и того прошлого, которое желают видеть. На творчество стала ощутимо воздействовать такая вещь, как политическая позиция. В этом смысле наша фантастика сейчас больше напоминает китайскую философию "эпохи сражающихся царств" :) В этом русле: попаданчество как рефлексия истории с выходом на деятельность, линия Галковского-Харитонова-Володихина, множество попыток запустить фантастику "СССР-2.0", а еще громадное же количество попыток пересадить чисто западные сюжеты на местную почву и превратить своих русскоязычных читателей в "нормальных европейцев". Если сравнить нынешнюю ситуацию с ситуацией десятилетней давности - позиционирование и саморефлексия (это я немного поумничал) стали куда выше;

- желания будущего и футурологические проекты будущего - находятся в довольно малой степени зацепления. Если устранять социально-политические заказы, то я бы даже ужал понятие "желания будущего" до простого "желания" - эскапизм пришел всерьез и надолго. Добротные научно-фантастические тексты - присутствуют, однако же не образуют какого-то единого направления/проекта.

- древние языки, переусложненность мышления, вообще попытка обзавестись сверхмощных культурным фундаментом - была сделана, прошла все стадии от наивного просветительства до заклёпничества. Одновременно - дичайшая профанация, серость и подёнка в массе коммерческой литературы. В фантастике теперь одновременно играют коммерческие, культурологические и политические процессы. Прошла стратификация. Каждые два-три года можно ждать отличного романа на материале узкой социальной группы, какого-то города, территории - и трех сотен книжек про эльфов-попаданцев магические школы. В любом поджанре работают 3-5 (иногда 10-15) специалистов, которые продолжают рыть архивы, не отрываются от научпопа, мониторят все сайты периферийной науки - но это не всегда самые лучшие литераторы.

- клубов, семинаров и конвентов стало много. Очень много. И некоторые уже зачахли;

Итого:
Советская фантастика "до 60-х" - это следствие мощнейшего идеологического посыла, который привлек энтузиастов, но слишком поздно оброс инфраструктурой (во всех смыслах: если бы Алексей Толстой не просто каждый день упражнялся в написании текстов, но с той же энергией вел литературный клуб - на рефлексию многих литературных вопросов возможно вышли бы раньше).
Нынешняя фантастика - попытка опереться на жажду развлечения и эскапизм, а потом на индивидуальный рост личности и лишь в третью очередь на какой-то проект, в котором, однако, футурология ставится на второй план, а социал-политические задачи - на первый.
Инфраструктура есть, и в соперничестве фантастических направлений - в теории - можно ждать чего-то нового. Сейчас в пространстве воображаемого русскоязычные авторы могут отыгрывать мировые конфликты, многие чувствуют необходимость в таком отыгрыше...
А зачем талантливым авторам какие-то союзы писателей, клубы и проекты то? Как раз сейчас толковой фантастики очень много. И можно отметить тенденции: патриотизм (прозападной очень мало к счастью), консерватизм (опять же к счастью всякие извращенцы не являются положительными персонажами), имперскость (опять же многие авторы с удовольствием описывают сильную власть, империю, космическую или создаваемую на земле теми же попаданцами или в параллельных мирах), при этом отсутствие заидеологизированности. Радует отсутствие у многих авторов либеральных скулений-страданий на тему "ах имею ли я право, ах могу ли я" и прочего. Большинство героев, героинь - сильные личности, решительные, или проходят путь становления, а не деградации и самокопания.
"А зачем талантливым авторам какие-то союзы писателей, клубы и проекты то?"

/очень тяжелый вздох/

"И можно отметить тенденции: патриотизм (прозападной очень мало к счастью), консерватизм (опять же к счастью всякие извращенцы не являются положительными персонажами), имперскость (опять же многие авторы с удовольствием описывают сильную власть, империю, космическую или создаваемую на земле теми же попаданцами или в параллельных мирах), при этом отсутствие заидеологизированности. Радует отсутствие у многих авторов либеральных скулений-страданий на тему "ах имею ли я право, ах могу ли я" и прочего. Большинство героев, героинь - сильные личности, решительные, или проходят путь становления, а не деградации и самокопания"

Фраза "при этом отсутствие заидеологизированности" - немного лишняя в этом пассаже ;)
Ну а все же насчет союзов и прочих объединений то? Для статуса, льгот и "корочки" "писатель"? Для возможности посещать съезды и форумы с дармовыми фуршетами? Для принятия от имени этих организаций неких воззваний, обращений и прочего? Для помощи в продвижении произведений (сомнительно)?
При том, что для обсуждений произведений, советов, замечаний, пожеланий и прочего сегодня вполне себе инета хватает.
А насчет отсутствия заидеологизированности это сравнение с советской фантастикой доперестроечного периода, где, как и в другой литературе, были некие обязательные (если хочешь чтобы тебя печатали) условия.
"При том, что для обсуждений произведений, советов, замечаний, пожеланий и прочего сегодня вполне себе инета хватает."

Нет. Интернет помогает, но без живого общения - очень тяжело.

Так опять же встречи с читателями. Ну сомневаюсь, что будет толк от неких "мастер-классов" писателей друг другу. Те тусовки писателей, поэтов которые видел у нас по сути бесполезны - поздравили друг друга с чем-нибудь, повручали подарки, толкнули речи на тему "развиваем литературу, развиваем наше сообщество", кто-то какие-то отрывки почитал, и застолье. Просто как способ развлечения может быть. Но польза какая в этом? Как это писателю поможет то? Даже если кто-то из коллег начнет разбирать текст (он же все равно под себя будет его править).
"Так опять же встречи с читателями. "

Я в той или иной степени пишу уже 15 лет. Ни одного творческого вечера или "встречи с читателями". Хотя масса рассказов, статей, есть и книги.

Простите, а вы сами - пишите? Публикуетесь?
Я больше в журналистике и истории. Статьи, очерки, исторические материалы - море. А стихи, рассказы и прочее - в инете, на сайтах, для себя и друзей. Стихи в сборниках выходили, а прозу предлагали в местные наши сборники - если получится - выйдет.
Станислав Сергеевич, Переслегин всегда интересно подает информацию и заставляет работать чужие мозги. Вот только одно но, его собственные очень часто блуждают во тьме :)
Дело в том, что ( я вас уверяю), данный товарищ никогда полностью не изучал биографию и автобиографию разбираемых им, в данной теме, авторов.

Edited at 2017-01-05 03:45 pm (UTC)
Что Переслегин временами может преувеличивать - я корректно выражаюсь - это правда.

Но если вы дадите ссылку на сколько-нибудь серьезное исследование по той же теме - дополню ею пост. Для объективности.
Серьезно про фантастику сейчас не печатают. У нас никто до сих пор не может понять, как "самая читаемая в мире страна" докатилась до тиражей хороших книг в жанре фантастика & фэнтези, менее 10 тысяч экземпляров. Исходя из этого(низкого потребления) серьезных исследований в буржуазной(капиталистической) стране просто невозможны.
Как читатель-любитель фантастики, отвечу: невозможно читать это унылое говно, отсюда тиражи. Голосуем рублем.
Тут можно только вот что ответить. Когда были миллионные тиражи, тексты были ещё более унылыми. Как это не странно, любую книгу фантастики всё одно покупали. И читали.
Тут сложно:

- да, фантастика стала разнообразнее, без вариантов;
- в фантастике "тусуется" достаточно много людей с хорошим чувством текста;
- доступ стал легче - интернет
- книги стали дороже
- появилось много конкурирующих развлечений (фильмы, сериалы, стримы игроков, ю-тьюб...)
- редакционная и книготорговая политика - да, от идеала весьма далеки... /например, книги историка-любителя Сергея Доли - вместо того, чтобы хватать цикл в охапку, издавать тиражом тысяч в 15 и позиционировать как историка-литератора, издатели его вообще не видят. В упор./

Edited at 2017-01-06 06:23 am (UTC)
Я занимался торговлей книг, особенно много - фантастикой и фэнтези. Книги стали - дешевле. Ибо я всегда вел подсчет сколько можно купить книг на мою месячную зарплату. Самые дешевые цены(когда я занимался их продажей) были в период с 2003 по 2006 год. Сейчас книги тоже относительно недорогие, но спрос на них полностью обвалился из-за отсутствия интереса властей к тому, чтобы люди их читали )))
Тогда я придал слишком большое значение сравнению с моей зарплатой :)
+ коммуналка и прочие неприятности

/ государственная субсидия - да, эта вещь может помощь.

Но на Украине сейчас борьба с российской книгой (а следующим этапом вполне может стать борьба с книгой русской).

Edited at 2017-01-06 06:50 am (UTC)
Да пусть борются ))) Идиоты всегда с чем то призрачным воюют. Читать то можно и из интернет библиотек.