Татьяна Адаменко, С. Бескаравайный. Патрик Леруа

Оригинал взят у morraine_z в Татьяна Адаменко, С. Бескаравайный. Патрик Леруа


Что мы знаем о Франции после Великой революции? Я вот знаю "93-й год", гражданина Марата в ванне, ну Наполеона там... А позже? В двадцатых годах девятнадцатого века? Смутно вспоминается, что после всех этих пертурбаций у них там, вроде бы, снова был король.
Таким образом, первое, что необходимо сказать - роман "Патрик Леруа" рассказывает нам о не самом популярном у писателей, не самом избалованным вниманием историческом периоде, хотя в довольно известной стране. Притом подает исторические события через очень личные истории обычных людей. Второе - что по структуре это, честно говоря, не роман, а пять повестей, объединенных сквозным главным персонажем (и некоторыми второстепенными). Но, понимаете, "Записки о Шерлоке Холмсе" не становятся романом потому, что там из рассказа в рассказ переходят Холмс с Ватсоном, а в нужные моменты появляется Лестрейд и зловеще маячит на заднем плане Мориарти. С романом, однако, роднит то, что главный персонаж от повести к повести меняется и растет над собой; где-то он сомневается в своем предназначении, где-то сталкивается с людьми - посланниками других богинь, где-то влюблен...
Стилизация под произведения того времени удалась; фразы длинные, полновесные, метафоры красивые и поэтические.
Вкратце если, без спойлеров - пять весьма крепких детективных историй, интрига везде почти выдержана, у героя за душой весьма интересная тайна мистического свойства, которая и ведет его по жизни, как собаку ведут на поводке (и натравливают на врагов), и дает ему силы. Написано очень душевно, так и представляешь себе все эти тайные комнаты с мумиями в родовых замках, ветер тьмы, надувающий паруса жизни, белоснежные фарфоровые накладки на каминах, причудливую машинерию, парижские бордели, похитителей тел, добропорядочных буржуа, что на поверку оказываются подлее тараканов, ловко проскальзывающих меж шестерёнок судьбы...
Одна из повестей полностью посвящена женскому вопросу, высказываются - и не только высказываются, но и претворяются героями в жизнь - весьма феминистические идеи, и главный герой тут ведет себя просто как настоящий человек.

Краткие отзывы о каждой из пяти повестей. Мне больше всего понравились "Обременительное наследство", "Ядовитые тела", "Площадные страсти".

"Обременительное наследство"
Эта повесть открывает цикл и знакомит нас, в первую очередь, с самим главным героем - податным (налоговым) инспектором Патриком Леруа. Он - инструмент в руках Справедливости и знает об этом. Живется ему нелегко; вы попробуйте работать в налоговой и взяток не брать. Когда старенький библиотекарь начал рассказывать историю Жиля де Рэ, я очень напряглась. Я считаю, что де Рэ был оболган в той же мере, что и графиня Батори. То есть я вполне допускаю, что уважаемый человек, ветеран войны, вдруг может свихнуться и начать творить непотребства всякие с маленькими мальчиками; но когда именно этому человеку король должен, по сути, всю свою казну на пять лет вперед, и тут этого человека сжигают за колдовство, это как-то слишком удобно получается.
И соавторы, к моему восторгу, тоже очень внимательно ознакомились с обстоятельствами того шумного процесса.
Как уже можно догадаться, эта история является одной из вариаций на тему Синей Бороды, притом довольно необычной.

"Ядовитые тела"
Несмотря на антураж, в котором происходит действие - бордели, морги, искусный патологоанатом, смелые медицинские (и весьма дурнопахнущие) опыты, борьба банд - это сама трогательная и нежная повесть в сборнике.

"Площадные страсти"
Здесь герой сталкивается с политикой лоб в лоб. Я ожидала привычных для российского менталитета рассуждений о меньшем зле, и была приятно удивлена. Если за Патриком Леруа стоит Фемида, и направляет его недрогнувшей рукой, за антагонистом "Точки равновесия" - Фортуна, за убийцей из повести "Карантин" - Любовь, то за этим вертким прохвостом не стоит никто. Он настолько ничтожен, настолько безлик - то есть умеет натянуть любую личину за неимением собственной - что проскальзывает между шестерёнками Судьбы, как таракан.

Как мы видим из приведенных примеров, соавторы пожелали поговорить с нами о простых и в то же время очень важных вещах, создав и использовав свою систему сложных и красивых метафор. И как по мне, попытка удалась ;)

роман "Патрик Леруа" рассказывает нам о не самом популярном у писателей, не самом избалованным вниманием историческом периоде

Граф Монте-Кристо же, папаши гобсеки и прочие мизерабли.