Один из моих старых прогнозов о высшем образовании

"Негативно-инерционный сценарий, сохранятся тенденции к деградации:
1) меры по снижению количества «паразитных» ВУЗов не дадут существенных результатов. А если и удастся сократить число ВУЗов до разумного уровня – возникнет большой отток абитуриентов за рубеж [За студентами из Украины приезжает рекордное количество зарубежных вузов. Электронный ресурс. Режим доступа. http://ru.osvita.ua/abroad/news/31603/];
2) продолжится «торговля» дипломами и дальнейшая девальвация статуса «человека с высшим образованием» - в обществе окончательно утвердится заимствованная из Европы модель подавления пассионарности и социальной агрессии, когда необязательное высшее образование помогает держать молодежь под контролем;
3) но поскольку Украина не располагает соответствующими финансовыми средствами, чтобы поддерживать уровень жизни, как следствие неизбежен переворот в общественном сознании. Когда для людей, не обладающих условиями использования высшего образование – оно потеряет всякую ценность и окончательно станет напрасной потерей времени, сил, денег.
4) тогда пройдет резкий (укладывающийся в 2-3 года) отток потенциальных абитуриентов из ВУЗов - статус подмастерья окажется престижнее статуса студента. Семнадцатилетнему работнику будут платить меньше, чем вчерашнему студенту, но к двадцати трем годам (когда его сверстник закончит ВУЗ) подмастерье уже сделает первые шаги по карьерной лестнице, его зарплата увеличится, и к статусу мастера он окажется ближе, чем молодой специалист. Вероятно, отток будет происходить на фоне экономического кризиса, когда значительный процент семей окажется не в состоянии оплачивать пребывание ребенка в ВУЗе;
5) упрочат свои позиции альтернативные системы образования:
- разнообразные курсы, на которых слушатель получает предельно упрощенную инструкцию по пользованию очередным интерфейсом и один-два алгоритма решения типичных задач в данной области. Примером тут могут служить современные курсы по работе с фотошопом по техдизайну [Паясу В. Техдизайн за 21 день Как научиться рисовать красивую графику для сайтов. [Электронный ресурс] Режим доступа http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1949622]. На этих курсах идет фактически разъяснение меню, передача некоторых навыков обработки изображения. Но общий алгоритм предельно прост: найти в сети интернет подходящее изображение, грамотно обработать его, потом вставить в «каркас» сайта, образец которого так же следует искать в сети. Конструирование изображения (живопись) фактически остается за кадром. Это уровень присваивающей экономики: если бы не громадное количество изображений и сайтов, которое постоянно появляется в Интернете, такое заимствование было бы невозможно.
- обучение персонала по месту работы. Старая поговорка «здесь завод, забудь все, чему тебя учили в институте» - исчезает, если новичок заведомо ничего не понимает в процессе производства. Но обучение по месту работы, при всей своей наглядности и конкретности всегда остается узкопрофильным. В итоге работник не получает навыков осмысления принципиально новых проблем.
6) утрата кадрового потенциала, невозможность собственных опережающих разработок или участия в международных проектах.
Как результат – закрепление «ремесленного» и «сборочного» статуса промышленности Украины. Но такое положение промышленности в сочетании с её автоматизацией предопределяет дальнейшее снижение численности населения страны. "

//В итоге работник не получает навыков осмысления принципиально новых проблем//

Интернет база проблем-решений + форум. Чтобы не превратилось в помойку - система реальной ответственности (и вознаграждения) вплоть до занесения под ребра - пора интернету выбираться из кучи соплей, слюней и прочих выделений.
Собственно на всю Землю становится достаточно ОДНОГО специалиста способного решить конкретную проблему и ПЯТИ способных верифицировать полученное решение.
Мысли ваши идут в правильном направлении.
Но пока не осуществимы.
Ну как же, уже давно есть профессиональные сообщества где все так -ответственность.
Сделать +ответсвенность и будет ОК.
Мегакорпорациям собственно первым карты в руки, неадекватов они могут выкинуть на мороз с запретом профессии.
Да и государства пусть активнее шевелят ягодицами.

Да, еще очень важный момент - изнасиловать те самые корпорации соблюдением стандартов и раскрытием информации важной для потребления, эксплуатации и ремонта. Каждый раз возникает эта мысль, когда что либо ломается. Или после покупки очередного телефона. Зарядок уже накопился мешок. Не выгодно? Не можете? Сворачивайте бизнес, раз "не можете" Франция вроде единственная, откуда раздаются телодвижения на эту тему.
Весь вопрос в "сделать ответственность".

Вот социализм 20-го века - отличная идея. Но работает только одно поколение - пока дети, еще помнящие ужасы капитализма не умирают на должностях (дата рождения Брежнева как бы поясняет вопрос).

Так и здесь - если сделать одно сообщество (в НЫНЕШНИХ условиях) - за 30 лет оно деквалифицируется до состояния абитуриента.
Что, суды и виселицы уже отменили?
Я не шучу, полная градация воздействий от понижения рейтинга на форуме до петли, если в результате "шутки" или "умного совета" погибли люди.

Напейсал кривыми пальцами нечто вроде "заземли на батарею отопления, я всегда так делаю" - спляши танец над землей.
В жизни работает, а в сети должна быть индульгенция? Ха-ха!
Результаты copy-paste программирования хорошо известны. Вы предлагаете перенести это на другие области деятельности? Интересно будет посмотреть. Со стороны.
вы страдаете идеализмом
половина делает качественно по шаблону, другая половина изобретает куцыми мозгами неведомые схемы типа "тут прибьем гвоздями, а здесь на скоч прилепим" или "добавим из этого мешка для веса и объема"
приятной вам жизни в мире изобретательных исполнителей
Я ежедневно имею дело со свежими результатами трудов индийских программистов, 95% из которых только copy-paste и умеют, Поэтому не надо мне вворачивать "качественно по шаблону". Проблема в том, что нужно суметь выбрать подходящий шаблон, а если Вам штормовку качественно сошьют по шаблону бального платья, вряд ли это Вас обрадует.
Могу добавить еще один пункт: Старение и вымирание преподавательского состава в вузах. Все молодые и думающие, в первую очередь парни, уйдут зарабатывать деньги. Восстановление кадрового потенциала в вузах возможно только за счет небольшого числа фанатиков и займет 20-25 лет - пока эти фанатики остепенятся и дождутся, пока уйдут держащиеся за свои места 70-80-летние профессора.
Я наблюдаю ситуацию с близкого расстояния - могу сказать, что различия есть по научным школам, по ВУЗам и т.п.
Какие-то школы практически умерли. Часть кафедр стала не выпускающими.
Кто-то живет - и там традиция не прерывается.
Живут только те, кому удалось выйти на гранты и договорные работы. Остальные им люто завидуют. Идеальная ситуация - когда зав.каф. или зав.лаб. - отличные менеджеры со связями, а под ними - пара-тройка умных кандидатов-аспирантов, которых удалось вычислить на первых курсах и подвести к денежным работам. И, разумеется, не дать увести на сторону.
упрочат свои позиции альтернативные системы образования:
- разнообразные курсы, на которых слушатель получает предельно упрощенную инструкцию по пользованию очередным интерфейсом и один-два алгоритма решения типичных задач в данной области. Примером тут могут служить современные курсы по работе с фотошопом по техдизайну


Наблюдаю интересную ситуацию: мой старший
1) учится на основную профессию на очном;
2) работает по специальности;
3) посещает те самые "упрощённые курсы", которых нифига нет в академической программе.

В принципе, я так же использовал своё студенческое время в начале 1990-х. Выбора не было - маме задерживали зарплату по полгода, пришлось идти работать со второго курса.
Вставал в 06-00 утра, домой попадал в час ночи. Как выдержал - не знаю...
Проблема в том, что сейчас БЕЗ подобных курсов, которые бы читали в академии - я, как преподаватель философии, чувствую себя, как дерево в сильно прореженном лесу.

То есть людей, ведущих подобные курсы, надо прямо приглашать академию, давать аудитории и как-то договариваться по оплате. Чтобы академия была местом, где есть любое знание.
Но это. увы, мечты.
С досок при кафедрах уже пропали даже распечатки "научим автокаду и прочему". Все ушло в сеть.
С досок при кафедрах уже пропали даже распечатки "научим автокаду и прочему". Все ушло в сеть.

Теперь всё живёт в сети. Мой старший вообще по-моему слушает вебинары откуда-то из Питера, а консультации получает с какого-то специализированного англоязычного форума. Глобализация, мать её. Какая, к чёрту, "доска объявлений при кафедре"! Каменный век, если честно.
Впрочем, в твоём анализе ровно это и постулируется, правильно же?
Да.

С локальными вузами не имеющими своей специализации - что будет не очень понятно.
Вернее понятно, но не хочется.
Творятся удивительные дела - в Кривом Рогу в одном ВУЗе съели кафедру истории (это сейчас!), остался только старичок-профессор, в том же вузе теплотехников лишили статуса выпускающей кафедры...
Магистры, которые уже все работают - ходят на лекции хуже первокурсников, и аргументов воздействия на них нет. Да и смысл???


Edited at 2017-01-30 08:55 pm (UTC)