"Видоизмененный углерод" Ричард К. Морган

Берем фильм "Китайский квартал", посыпаем мелко нарубленным вестерном и натягиваем на него латексный киберпанковский костюм.
Получаем тот самый "углерод". Видоизмененный....

Основная - острейшая - проблема текста, это противоречивый, совершенно идиотский мир.
Земля 27-го столетия, где искины давно стали нормой. Где человеческая психика записывается на машинные носители. И перезаписывается на новые мозги. Люди живут по пять сотен лет и меняют тела, как штаны.
А действуют там вполне нуарные персонажи.
Заказчик. Человек, которому несколько сотен лет, который за свою жизнь не терял власти и денег, не смотря на несколько страшных экономических кризисов. У которого суточная запись психики всегда хранится на жестком диске, и потому бесполезно сносить ему голову. Десятки детей, и каждого он может обеспечит клонированным телом...
Что должно быть у такого человека?
Двор.
Теснейшая команда приближенных лиц, самого разного возраста, которые пришлись ему по душе и нашли свои роли в ансамбле.
Причем речь не идет только о деловых связях. Такой человек прикрыт отовсюду. Ему нет нужды бегать по дешевым проституткам, чтобы "выпустить пар" брутальными и грязными способами, к которым он не желает принуждать свою жену. Это делает его уязвимым. Ему бы давно подобрали в штат виллы специально обученную прачку (мг, "Проклятые короли" М. Дрюона) или кого-там еще.
Вместо этого автор выписывает портрет состоятельного человека, который ещё себе двор не создал, а только подобрал штат прислуги и нескольких доверенных лиц. Кинопродюсера Джека Вольца из "Крестного отца" - того, которому подкинули в кровать отрубленную лошадиную голову.
Будь там реальный двор - мы бы увидели не шашни главного героя с женой заказчика (стандартный визит в отель к частному детективу) - а длительные разборки с родственниками второй-третьей-четвертой линии. За героем ходила бы внучка заказчика, мать которой вышла замуж за перспективного адвоката из команды своего отца, но тот напортачил полтораста лет назад, давно списан в утиль - а вот внучка осталась и теперь старается подняться в семейном рейтинге. Уолдер Фрей и его выводок - вот и узнавайте там, кто пытался грохнуть дедулю. Любимого дедулю, черт бы его побрал...
Поэтому тридцатилетняя полицейская, которая вдруг получает возможности отказывать в расследовании дела такому могущественному человеку - это нонсен. У него куча знакомых в полиции - которым стольник уже стукнул.
Автор пытается защититься, и настаивает, что с Земли улетели миллионы и миллионы энергичных людей. К другим планетам. Оскудела Земля талантами.
Мг.
И тут второй вопрос - отчего такие проблемы, если есть возможность копировать сознание?
"Вот вы улетите к звездам, все такие креативные, и не заплатите за наше лучшее в галактике высшее образование".
Копии талантов оставались бы на Земле. Может быть, немного подредактированные.
И уж полным бредом выглядят виртуальные пытки, которым подвергали сознание героя, чтобы выдавить из него информацию.
Имея такой уровень медицины - нет нужды в давлению на сознание. Можно спокойно подключаться к памяти, и брать из черепного архива любую инфу (причем похожие технологии описываются в тексте).
Наконец, автор пытается показать мир (Землю!), где практически остановилось развитие культуры. Вы представляете себе Видока (французского сыщика 19-го века), которого вытащили, скажем, в 1970-е, в Сан-Франциско, и попросили распутать преступление?
- Парле ву франсе, гнида?
- А ты чё за мазафака такая?
Подонки общества, конечно, душою будут заодно, почти близнецы, то есть братва. Но представление о местных понятиях иметь надо, причем в мельчайших деталях. И описанная автором подготовка "специальных посланников" тут не поможет. Махай руками, не махай, стреляй, не стреляй - пока в эпохе слишком много белых пятен, расследование невозможно.
Почти все элементы будущего работают на то, чтобы обслуживать картинку из прошлого. Единственное, что автор пытается создать: это новые детективно-моральные ситуации с "обменами" тел. Герой сидит в теле полицейского, личность которого недавно положили на хранение - слишком был жестким. И напарница этого полицейского, любовница и во многом ученица - принимает деятельное участие в сюжете. Соответственно, автор пытается разыгрывать тему противопоставления тела и духа, когда гражданка видит привычные черты лица, но разум там от совсем другого человека. Только вот фокус в том, что подобные сюжеты уже отыгрывались - с близнецами, двойниками и даже богами, которые принимали человеческий облик.
Поэтому с точки зрения фантастики-футурологии - книга посредственная.

А вот детективно-батальная линия - выписана куда как лучше.
Персонаж придёт из тюрьмы и уйдет в закат. Он практически не знает промаха, чертовски удачлив, очень умен. Памятлив и злопамятен.
Он много раз настаивает на том, что жалость ему выжгли во время спецподготовки - но за плачущие глаза диковинной собачки замочит кого угодно.
Его обманывают и подставляют, он платит тем же.
Его убивают - но он убивает быстрее.
Вокруг очень мало хороших людей, и жалость в книге вполне нуарная, горькая - приправлена отвращением, цинизмом и разочарованием.
Автор хорошо взвинчивает напряжение, выкладывает новые карты на стол. Подсказки к разгадке заботливо рассыпаны, но не складываются в голове раньше времени. Кульминация и развязка - сработаны по всем правилам триллера.
Сведения об экранизации романа выглядят вполне обоснованными: текст кинематографичен, множество сцен написаны будто специально под грядущую постановку.

Итого: если вам требуется фантастический боевик - вот он. Стрельба с интригой.
Ничего нового же:
1. люди не могут сказать ничего внятного о сверхчеловеческом
2. тех, кто хоть что-то может - считанные единицы
3. интересно писать о сверхчеловеческом не может никто

вот что может написать кошка о людях и будет ли её творчество иметь ценность для людей? (кроме научного интереса к психологии кошек)

пейсатели-понтасты почему-то думают что человек, став бессмертным ИИ, будет стараться всеми силами влезть под мохнатую крышу откуда он вышел

взрывообразное расширение внятно описать не способны, хоть некоторые о нем и догадываются

и в результате имеем описания а ля Некромант, виртуальной копии мелкого бандита, трахающего виртуальную копию бабца в виртуальных дюнах у виртуального моря

даже тупое расширение имеющихся способностей, без добавления качественного нового, на два порядка, выводит таки существо на качественно новый уровень

в общем, даешь драконов! Еще больше драконов!! И рыцарей на свинках.
Каждый
автор пишет свою фантастику о том времени, в котором он живёт. Убери пару-тройку технологически и юридически невозможных моментов и всё остальное вполне вероятно.
Меня очень захватил стиль изложения и я совершенно упустил такой важный ключевой момент как двор.Да, после 300 лет управления бизнес империей, обширный и преданный двор это необходимость.
А так - да, такой себе киберпанк, у него еще 2 книги есть в этой серии "Сломанные ангелы" и "Разбуженные фурии". Последняя даже в каком-то месте с зачатками революционной идеологии (после которой, ему скорее всего кто надо и сказал что пора бы обратиться к фэнтези - демонам там всякими прочим призракам, да чтобы они ещё и еврогеями были - вообще было бы шикарно - в общем шуганули перспективного автора).
Эпиграфы к главам и воспоминания о восстании на его родном мире иногда интереснее основной линии повествования.

Edited at 2017-03-29 03:20 pm (UTC)