"КРАКЕН" Чайна Мевиль

Как еще показать мистическую изнанку Лондона?
Ведь трюк этот проделывали сотни раз и заштамповали кучу решений.
Вампиры и оборотни, "теневой город", "вторая подземка", история отдельных улиц и домов, знаменитых людей и даже немецких бомбежек с дирижаблей - только схватишься за идею, как по тебе будто 220 пропускают. "Уже было".
И?
Приходится идти на нестандартные решения и обдумывать - какой еще может быть мистическая составляющая? Вот из чего она может родиться? Как существовать, развиваться?
Мьевиль создает мир, в котором объектам культа - с реальными магическим последствиями! -  может стать все.
Совсем все.
Куклы. Океан. Рыба. Хомячок. Амуниция "Звездного пути".
При том единого, всеобъемлющего божества не возникает, хотя чуть не каждый божок претендует на возможность апокалипсиса, начатого своей волей.
Теневой Лондон становится слабо олигполизированным рынком, на котором есть пара серьезных игроков (даже если один существует в виде татуировки на спине постороннего человека), несколько десятков церквей разной степени безумия (и церковь Кракена - в первую голову), сотни мелкобуржуазных волшебников, стачка их фамильяров и даже отдел полиции (куда без него?) который занимается культами.
Слишком много разнородных сил, чтобы установилась четкая иерархия. Слишком много новых магико-технических выдумок, чтобы все продолжали размахивать волшебными палочками.
В исторической перспективе такой бедлам довольно быстро должен бы закончиться - но только Мьевиль показывает, что новые/проснувшиеся/уходящие силы создают постоянный хоровод, в котором долго существуют разве что отстраненные историки. А мистически группировки возникают так же быстро, как молодежные субкультуры. На этом фоне "старые культы" есть, но критическую долю рынка и власти они взять не могут.
"Нацисты хаоса"? А вот они. Посольство океана (как отдельной силы)? За углом. Наймиты - монстропасы? Организуются в соседнем переулке.
Лондон Мьевиля по сочетанию нового и старого похож на традиционное фэнтези - как современные задворки британской столицы на викторианский город времен Диккенса. Сходство есть. Но кто все эти люди со странными штуковинами в руках?
/хотя конечно, вопросы взаимодействия с государством традиционно для подобных вещей оставлены в сторонке и стыдливо прикрыты непонятным отделом полиции/

Подобная топология - отличный фон для сюжета, у которого в завязке обычная краеведческая лекция в музее (шухер начинается), в кульминации два апокалипсиса, а в финале - частично стертая память персонажей. Будет мораль и жизнеутверждение, скепсис и отчаяние, стоицизм и ажитация. Грамотное нагнетание атмосферы и выведение на сцену новых персонажей. Все карты будут сыграны, все идеалы воплощены и преданы одновременно, каждый герой встретит свою судьбу (и эта судьба будет отличаться от финала других значимых героев).

Соответственно подобраны и персонажи. Классический "ученый, который вдруг увидел магию", его женщина. Есть фанатик-церковник с навыками бойца и конспиратора. Есть два злодея самой телесно-отмороженной природы (Госс и Сабби напоминают двух отморозков из "Никогде" Нила Геймана), есть пара злодеев инфернально-отсутствующих. Есть профсоюзный лидер, живущий со времен Древнего Египта. Ведьма-полицейская. И еще две дюжины относительно значимых деятелей.

Местами текст аналитичен и повествователен, а местами до крайности кинемиатографичен, мы видим картинку. Есть нуар.

Итого: роман сильный, обладающий всеми признаками романа. Единственный его недостаток, это вопрос "Для чего?"
Автор придал теневому Лондону ещё одно измерение. Вплел в текст немного социалистических тезисов. И?
Правда, если вы любите городскую фэнтези - таких вопросов не возникнет.
Вот вот, у меня от Мьевилля такие же ощущения: а о чем это все вообще?
Говорят, этот Мьевиль - нехороший и у него бяки всякие, которые нормальным людям читать невместно.