Коллектор

Моноспектакль актера Хабенского с противоречивой социальной прокладкой...
Сюжет прост:вечером коллектору высшей категории, из тех, что одним звонком отравляет человеку жизнь и "дёргает" должников даже на операционном столе, звонит какая-то женщина, обещает месть. В интернете видео с напуганными детьми, пожаром в детском саду, а тут как раз проходил этот коллектор и т.п.
Поначалу идет классический слив - его увольняет начальство (общение по телефону), жена идет без него на выставку, а хозяйка галереи запрещает ему появляться... Его даже отключают от базы клиентов, а офис надо очистить до шести утра. А под окнами офиса толпа собирается. И охранник-крыса через дверь требует денег, говоря, что вроде как и его ребенок был в том детском саду...
Но коллектор не теряется.
Находит работу (он спец экстра-класса, такие везде нужны), получает доступ к архиву, выясняет, кто эта женщина, обвиняющая его в смерти мужа. И к утру становится ясно, что запись - грубая подделка. Секретарша в толпе просто показывает на монтажные ляпы, толпа расходится. Его зовут обратно в коллектив. Он узнает, что муж этой женщины жив - он оплатил долг, имитировал свою смерть и теперь живет с другой женщиной. И как самый человечный штрих - через весь фильм идут звонки коллектору из ветеринарной клиники по поводу собачки, которую он подобрал и отнес туда, просто из жалости...
Финал - победитель выходит утром через безлюдное фойе.

Сыграно хорошо, режиссура на уровне - смотреть фильм интересно.
Офис, как сцена - использовался уже неоднократно, в этот раз все сделали грамотно. Декорации - сухие, подчеркнуто деловые, с новой оргтехникой. Ничего лишнего в кадре просто нет.
Но в таких фильмах главное - это социальный контекст. Что хотели сказать людям, и как слова играют на фоне реального положения дел.
Фильм - реклама телефона/интернета и призыв укреплять социальные связи, повышая уровень компетенции. Коллектор неуязвим именно потому, что нужен в качестве работника - просто некоторые опасаются, что именно сейчас от него слишком дурно пахнет. Это Штольц (приятель Обломова) в 21-м веке - целеустремленный, собранный, дельный.
Как реклама профессии - фильм насквозь фальшивый. И дело даже не в должниках... Они представляли, чем рискуют. Основной вред от такого рафинированного коллектора - в разрыве тех самых социальных связей и атмосферы доверия. Та медсестра, которую он уговорил подать мобилку клиенту в больнице - она ведь в следующий раз просто пошлет человека, просящего срочно передать телефон пациенту. А может быть её даже и уволят - прямо после того, как клиент нажалуется начальству. И так каждый день, десятки звонков, за каждым из которых маленькая подлость. Недоверие и перегородки между людьми растут, как зубы дракона.
Потому как показатель разобщенности общества - фильм просто "пожарная сирена".
Ценных работников - выкидывают по одному подозрению.
Образ охранника, который первым делом начинает брать взятки с охраняемого лица - ох какой показатель.
Ну и толпа у входа - там ведь не столько негодование, сколько развлечение, возможность попинать крысу...
Коллектор - из тех людей, у которых по жизни все всегда будет "бронировано", даже если вокруг война и разруха. Ведь у него в кармане - служебное ощущение собственной правоты, и он каждого готов сделать виноватым. Потому он повышает квалификацию, держится в первых рядах, не проигрывает и вообще - ванька-встанька.
Потому фильм оставляет впечатление предвестия социальной катастрофы, которая уж столько раз случалась на пространствах бывшего Союза, и до сих пор не отошла дальше чем на шаг. Интонации фильма просто идеальны для вводной серии очередного зомби-пришельце-био-климато-апокалипсиса. Когда природный катаклизм работает лишь толчком, а люди сами, в порядке собственной инициативы начинают массовое взаимное истребление. Потому что люди, которых бы коллектор мог уболтать (и убалтывает) в случае хаоса - перестанут его слушать. А будут сразу отбирать еду и ценные вещи.
Новые социальные связи, которые будут организовываться в процессе катастрофы - потребуют немного другой морали. Ну, или стрельбы на поражение. А потом снова какого-то подобия морали, потому как придется договариваться...
Фильм не показывает ничего иного кроме системы ценностей креакла создававшего фильм.

Edited at 2016-10-15 02:40 pm (UTC)

Современные российские фильмы, как по мне, - это "говорящие головы в кабинетах". А сценарии - уродсткие и бездарные в большем количестве.