Количество имеет значение

Большой фоторепортаж - куда Китай потратил 2,5 млрд. тонн цемента, который выпустил за последние два года http://fishki.net/1550328-betonometry-kitaja.html

Но фотографии эти рождают одну гипотезу и одно следствие:

- гипотеза: скорость развития Китая прямо зависит от скорости переобучения китайского специалиста. Чтобы построить эти города и магистрали - миллионам людей пришлось хотя бы один раз "почти с нуля" переучиться. Ведь перестройка (в хорошем смысле!) страны - заняла около двадцати лет. А вынуть из кармана столько молодых специалистов - невозможно. Неоткуда взять столько молодых управленцев (да и граждане среднего возраста не очень хотят освободать кресла). Стало быть - второе образование.  На кого они переучатся в следующий раз???

- следствие: ни в какую Сибирь эти сотни миллионов новых горожан не поедут. И не просите. Они только вот добыли себе квартиру, сравнительно чистую работу, может быть, ребенка завели. Снега? Неустройство? Война? Еща двадцать лет горбатиться непонятно для чего? Идите... Чтобы они куда-то поехад - всю эту сказку надо отобрать. Или убедительно показать, что отберут.

На оператор наведения на фото Ilya Pike
Китайская модель двигателя - это пылесос. Все время пытается сэкономить, но попадает в ловушку. Как он до сих пор продержался, даже не пойму, волей божьей наверное:-)
Все это конечно впечатляет, но в принципе тут ничего нового нет, новые только масштабы и внешние формы, а так похожий путь стремительного роста городов, жд и автомагистралей и т.д. проходили в свое время многие страны в ходе трансформации из традиционного аграрного общества в индустриальное. Это расистов и либерастов может поражать - как это "узкоглазые комми" смогли сделать то же, что и "белые люди", "гиганты, расправившие плечи". Но не тех, кто знает историю и экономику. Вопрос на самом деле в другом - сможет ли Китай избежать повторения ошибок других стран, прошедших похожий путь - Германии, СССР, Англии, даже США и если он найдет альтернативный дальнейший путь, то какой эта альтернатива будет. Между прочим ,на все эти красивые подсветки новых огромных городов по ночам и на миллионы автомобилей и на все прочее нужно тратить огромное кол-во ресурсов, в т.ч. невосполняемых. Вопрос - где их брать, учитывая, что даже запасы всей планеты в целом, если бы Китаю удалось их поставить под свой контроль полностью, далеко не бе-здонны ?
"на все эти красивые подсветки новых огромных городов по ночам и на миллионы автомобилей и на все прочее нужно тратить огромное кол-во ресурсов"

Больше, чем на производства цемента и металла, из которого сделаны города?

Что касается тупика - то я и пишу о том, что китайцам придется переучиваться второй раз при жизни одного поколения.
Судя по количеству патентов, которые берет теперь Китай - начинает получаться.
Меньше, но постоянно, а не разово, впрочем, не в этом дело, это был просто пример. Вопрос в том, где брать ресурсы в большом кол-ве и на пост. основе даже для поддержания текущего уровня потребления, не говоря о резком его росте и об эффективности использования ресурсов при имеющейся экон. модели, скопированной с Запада (можно было развивать в городах не личные авто, а общественный транспорт, к примеру).

Вы-то пишете, но не пишет автор текста по вашей ссылке. Он пишет только о быстром росте Китае и о гигантских масштабах китайского строительства - и это все имеет место, бесспорно - но автор не пишет о проблемах, в т.ч. и порождаемых этим ростом и о том, что период экстенсивного роста при переходе от аграрного общества к индустриальному закончится в любом случае - и весьма скоро, и потребуется иная политика.

Я пока не вижу, чтобы китайское рук-во придумало что-то принцпиально новое, какую-то новую модель даже индустриала, не говоря о постиндустриале - пока скорее более или менее талантливо копируют - в основном Запад, в чем-то СССР. Но тогда и проблемы будут те же со временем, что погубили СССР и привели Запад к тяжелейшему кризису.
(можно было развивать в городах не личные авто, а общественный транспорт, к примеру)

То есть авто вы в материале заметили - а общественный транспорт - монорельсовые городские поезда - как-то упустили :)

Это я к тому, что показывать на Китай пальцем и говорить - ну ничего ж нового - конечно, можно.
Но что мы видим?
- индустриализация проведена без затрат человеческих ресурсов, сопоставимых в ВОВ (после Мао ситуацию держат относительно стабильной, разгон майдана - малой кровью по китайским меркам);
- проект постоянной реновации страны сопоставим с японским по целеустремленности и куда меньше зависит от США (вообще - от традиционных центров капитализма)
- да, в обществе есть идея "разбогатеть, пока не постарели", но второе поколение городских жителей - уже образованных, но еще активных, целеустремленных - продержится на гребне волны еще пару десятилетий;
- Китай смог отказаться от модели дешевой рабсилы и по своей инициативе перейти к массовой роботизации производства;

Итого: да, если смотреть просто на повторение предыдущих индустриализаций - тупик развития.
Только не надо забывать, что Китаю из всех прочил великих держав сейчас проще всего взять очередной технологический порог.
Японцы - уже постарели, и тридцать лет экономической стагнации выбили из низ дух авантюризма;
Штатники получают деньги из воздуха и совсем не факт, что Трампу повезет загнать их к станкам
Россия обременена раздробленностью (утратой части территорий и населения), острейшими имущественными противоречиями и сравнительно рыхлым управлением..

Если ИИ сделают завтра - то, скорее всего сделают в США. Но послезавтра Китай сможет первым массово внедрить его в промышленность.
Сколько там фоток пробок и автомагистралей и сколько - монорельсовых городских поездов? Ж)

"- индустриализация проведена без затрат человеческих ресурсов, сопоставимых в ВОВ (после Мао ситуацию держат относительно стабильной, разгон майдана - малой кровью по китайским меркам);"

В Германии перед ПМВ - тоже. Да и в Японии - людские потери (не считая демографических - см. Китай, кстати) - связаны с участием и поражением в ВМВ, а не с индустриализациекй как таковой. В СССР к потерям именно вследствие индустриализации можно отнести разве что потери при коллективизации, и то это спорно и то они многократно меньше потерь даже вследствии ПМВ-ГВ-разрухи, не говоря о ВМВ.

"- проект постоянной реновации страны сопоставим с японским по целеустремленности и куда меньше зависит от США (вообще - от традиционных центров капитализма)"

Очень спорное утверждение. Вспомните про КитАмерику, про зависимость экономики КНР от внешних рынков, про то, что юань - не мировая резервная валюта и то, что у Китая нет альтернативного ФРС мирового финансового центра.

"- да, в обществе есть идея "разбогатеть, пока не постарели", но второе поколение городских жителей - уже образованных, но еще активных, целеустремленных - продержится на гребне волны еще пару десятилетий;"

Так я и не говорю, что там завтра все рухнет. Неск. десятилетий могут продержаться - вопрос в том, а дальше-то что? Стратегическая перспектива какая, решение проблем , кот. привели к стагнации ,если не деградации прежних стремительно индустриализировавшихся и выходивших в мировые лидеры за счет экстенсивной эксплуатации потенциала, накопленного традиционным обществом - какое предлагается? Сама-то проблема хоть осознается?

"- Китай смог отказаться от модели дешевой рабсилы и по своей инициативе перейти к массовой роботизации производства;"

Вот как? Ж) И куда же они при этом дели сотни миллионов людей, прежде занятых в промпроизводстве?
Сдается мне, вы очень переоцениваете и роль и масштабы возможной роботизации и сильно недооцениваете масштабы социальных проблем в случае ее массированного проведения. Между прочим, в античном обществе создавали весьма сложные механизмы и автоматы - напр. http://smirnoff-v.livejournal.com/324186.html - но это не привело и не могло привести к массовому внедрению машин и замене ими рабов - не было ни социального заказа, ни необходимой общественной базы под подобные изменения.

"Только не надо забывать, что Китаю из всех прочил великих держав сейчас проще всего взять очередной технологический порог.
Японцы - уже постарели, и тридцать лет экономической стагнации выбили из низ дух авантюризма;
Штатники получают деньги из воздуха и совсем не факт, что Трампу повезет загнать их к станкам
Россия обременена раздробленностью (утратой части территорий и населения), острейшими имущественными противоречиями и сравнительно рыхлым управлением."

Возможно. Но я пока не вижу, чтобы они хоть задачу такую поставили всерьез.
С Японией все давно ясно, с США сложнее и менее предсказуемо, но да, предпосылок скорее меньше, чем у Китая, Россия не только находится в состоянии раздробленности и деградации, но и является фактически полупериферией мировой системы с остатками былой роскоши в виде ВПК и армии и компрадорской элиткой у власти.
"В Германии перед ПМВ - тоже. "

Сколько немцев оттуда уехало???
Что до Союза - да, очень неболшая часть потерь первой половины его истории приходится собственно на коллективизацию и часть репрессий.
Но провести индустриализацию, не угодив под мировую войну - тоже надо уметь. Или быть везучим государством.

"Очень спорное утверждение. Вспомните про КитАмерику, про зависимость экономики КНР от внешних рынков, про то, что юань - не мировая резервная валюта и то, что у Китая нет альтернативного ФРС мирового финансового центра"

Юань включен в корзину МВФ.
Китай накопил громадные запасы золота. Куда серьезнее, чем Япония может защитить пути получения сырья. Куда серьезнее Японии может защищать себя на рынках.
Это японцам в 1989-м можно было предписать поднять йену - и они подняли, потому что выхода не было.
С Китаем такое не пройдет.

"Неск. десятилетий могут продержаться - вопрос в том, а дальше-то что?"

Новые технологии в медицине увеличат продолжительность жизни (и как бы не в разы), пройдет роботизация производства и очень вероятен выход в космос для освоения Солнечной системы.
Вам мало???

"И куда же они при этом дели сотни миллионов людей, прежде занятых в промпроизводстве?"

Китайский рабочий стал дешевле российского. Индийского. И целого списка других.
Эти люди ибо получат качественно новые рабочие места, ибо встряхнут Китай/мир.




Edited at 2016-12-13 04:51 pm (UTC)
Администрация Шанхая опубликовала на своей веб-странице несколько подробностей о системе мониторинга граждан по своему региону. В частности, подтверждается информация о том, что нарушения законов будут влиять на рейтинг благонадежности. Среди проступков — срыв сроков оплаты штрафов и нарушение правил дорожного движения. Получение «очков неблагонадежности» приведет к увеличению количества условий для получения кредита в банке или и вовсе отказ в банковском кредитовании. В некоторых случаях речь идет о невозможности получить скидку на услуги каких-либо компаний.

Еще немножко BIG DATA и плановая экономика начнет расправлять плечи...
Товарищи просто копируют свободный Сингапур...

Хотя, с другой стороны, появилось в тамошних городах и много свобод - теперь можно держать домашних животных.