Каковы граничные условия романа, подобного "Мировой воне Z" или тому же циклу А. Круза о "зомбях и морфях"?
Можно представить себе две линии. Верхняя - это крах цивилизации как таковой. То есть бедствие настолько глобально, что накрывается мировая торовля, законность и т.п. Короче, умирает старый мир. Если ситуация колеблется выше этой черты - перед нами роман-катастрофа или же роман-война. Вроде старого доброго "Аэропорта" или же эпического "Тихого Дона". Много-много проблем, много-много изменений, но пороговые технологии не потеряны, население по большей части остается на своих местах.
Вторая линия - ниже первой - это уровень выживаемости отдельных групп людей. Тех, кто начал рыть убежища в лесу, кто оказался в нужное время в правильном месте и т.п. Кто, в конце концов, просто не смотрел на красивые зеленые падающие звезды и потому сохранил зрение. Если ситуация опскается еще ниже, то на человечестве можно ставить крест. Все, приехали.
Пример того, как ситуация упала вниз, провил обе черты с разницей в несколько недель - можно прочесть в романе "На последнем берегу". После ядерной войны линия радиационного заражения медленно идет через всю Австралию. Умирает госуларство (люди уже не видят в нем смысла), и спусят короткое время все те семьи, компании, группы знакомых, которые описаны в тексте - тоже начинают отдавать концы. Финита.
Но "хороший" роман про глобальную катастрофу - это всегда история нового начала.
Ну, думаю, мысль понятна. буду из этог новую статью делать:)