beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

"Дюнкерк" и пожелания

Имхо, здесь тот самый случай, когда при оценке фильма лучше бы оглянуться - что и как снимают про войну "прям щас".

В том смысле, что фильм - не шедевр. Но если бы похоже экранизировали трагедию эвакуации Таллина, то значительная часть пост-советских критиков высказалась бы одобрительно. Мол, взят яркий эпизод, прорисованы персонажи (пусть местами и схематично), нет крайностей в трактовке (авиация есть - просто здесь и сейчас её недостаточно), отражены колебания в обществе (рассуждения об остановившихся танках и возможном/нереальном перемирии с Гитлером), но показана как простая взаимовыручка людей, так и вполне себе подвиги на уровне самопожертвования.
Это много лучше, чем утомленная солнцем цитадель. Сопоставимо с "Битвой за Севастополь" или экранизацией подвига панфиловцев. "Брестская крепость" - значительно сильнее. "Ярость" - да, динамичнее.

Что-то можно показать круче. Видны попытки режиссера работать в пространством - оно играет чуть ли не главную роль в картине.
Слабо показаны сражения, которые шли по внешнему периметру обороны, отчего можно подумать о дешевизне. При том съемки в море имеют место быть, они масштабны и многие вполне себе впечатляют. Да, временами музыка с перебором, но единое восприятие картины вполне задаёт.
Итого: на фоне удач это средний по уровню фильм, но хорошо играющий в своей нише.


П.С. Какие бы сюжеты хотелось увидеть в хорошем (грамотном и артистичном) исполнении?

- день паники в Москве, в 41-м. Это сложная тема, но раскрыв её, создатели фильма/сериала смогут подняться над ограниченными идеологическими трактовками. До 1953-го трактовка могла быть только одна, до 1991-го, похожая. Лучшие черты таких трактовок есть и у Симонова, и в других советских текстах. Потом - все перевернули на неизвестное количество градусов и стали мазать черной краской... В результате сейчас попытки как-то осветить этот эпизод носят либо реставрационный (написать, как писали как при Союзе), ибо узко-исторический (сколько сварили противотанковых ежей) характер. Ну, или просто ругательный. Между тем, как заметил С. Доля - нет мемуаров бежавших тогда из Москвы людей. Совсем. А их были многие тысячи (и ошибка думать, что их всех где-то там расстреляли). Это был день когда идеология и свобода, контроль и выбор - вступали в очень специфические отношения. Мы смотрим на тот день уже из 2017-го, с опытом переворотов, майданов и гражданских войн на пост-Союзном пространстве;

- оборона Тулы в 41-м. Тут достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, какой напряжённый сюжет там развивался...

- кавказские нефтепромыслы летом-осенью 42-го. Что взрывать, что не взрывать. Как обороняться, как продолжать добычу. Тут тоже есть несколько сложных моментов, которые опять-таки крайне идеологически трактовали. В этом смысле кто стреляет, а кто не стреляет (и в кого) так же потребуется объяснить;

- попытки изготовления бронепоездов, как некоего сверхоружия, которое воспринималось таким именно по старой памяти (с Гражданской), проблемы с их применением. Есть низкого качества сериал "Последний бронепоезд": хорошие актёры, но совершенно жуткие идеологические штампы в сценарии, пара батальных сцен, при том адовое количество бреда... Нет, "такой хоккей нам не нужен". Стим-панк против дизель-панка как попытка ностальгии при достаточном понимании, что время поездов ушло. Поединки танков и бронепоезда...

- перемена стороны Румынией. Это крутейший политический триллер, который не состоялся бы без Ясско-Кишинёвской операции (что любили упоминать всегда), и короля Румынии, а так же последующей войны румынов с немцами (что показывалось, скажем так, без аналогичного энтузиазма). Вообще феномен того, что люди три года дрались по одну сторону фронта (может и не так храбро, но и без явного саботажа, как словаки), а потом сменили сторону - требует своего раскрытия...
Tags: Война, Кино
Subscribe

  • Эстетический контраст как основа технофэнтези

    Статья участвовала в "Фанткритике-2020", опубликована в "Полдне". Стимпанк, дизельпанк и киберпанк как эстетические традиции. Теперь доступна по…

  • Статья

    В.И. Палагута, С.С. Бескаравайный "Становление коллективных субъектов малых социальных групп в информационную эпоху" Текст здесь -…

  • Извилиста тропа академической науки!

    Теперь у меня и уважаемого соавтора есть научная статья "веб-оф-сайнс" - опубликованная на португальском, в Бразилии.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

  • Эстетический контраст как основа технофэнтези

    Статья участвовала в "Фанткритике-2020", опубликована в "Полдне". Стимпанк, дизельпанк и киберпанк как эстетические традиции. Теперь доступна по…

  • Статья

    В.И. Палагута, С.С. Бескаравайный "Становление коллективных субъектов малых социальных групп в информационную эпоху" Текст здесь -…

  • Извилиста тропа академической науки!

    Теперь у меня и уважаемого соавтора есть научная статья "веб-оф-сайнс" - опубликованная на португальском, в Бразилии.…