Скупка портов Китаем

"За пределами Европы список китайских портовых приобретений еще более внушителен. «Это только начало», – заявил вице-президент SIPG Фан Хуаджин, когда в конце 2015 года его холдинг выиграл контракт на строительство и эксплуатацию порта Хайфа в Израиле. В тот момент китайцы заявили о намерениях вложить в проект порядка 2 млрд долларов, сделав этот порт крупнейшим в Израиле с объемом перевалки контейнеров в 1,86 млн TEU в год. " https://vz.ru/world/2017/10/4/889535.html

Слон и кит, кит и слон. Кто кого объегорит?

Но если отодвигать юмор в сторону, то значимые вложения в порты:
- предпринимались, например, арабами, но им не дали купить самые большие порты в США;
- сами по себе могут быть выгодны, но геоэкономическое значение приобретают лишь в комплексе (свои товары, свои корабли, свои порты и, главное(!) свои люди в принимающих государствах). в этом смысле Россия могла сколько угодно вкладываться в порты незалежной Прибалтики, но эти вложения воптоснно были под угрозой политического противостояния;
- локально у Китая есть возможности собрать полный набор карт, в других местах сложности (о чем и пишется в статье). Но в рамках затяжного противостояния с США идёт построение своей сетевой структуры. Не просто покупать чиновников, чтобы они благосклонно смотрели на импорт через китайские порты, но выстраивать свою структуру влияния, свои списки прикормленных людей, замыкать на себя социальные циклы местной элиты.
"замыкать на себя социальные циклы местной элиты" - да, это одна из крупных проблем Китя, не смотря на великую историю и культуру они не привлекательны. Туда не стремятся переехать нажившие денег, элиты не шлют учиться детей (большинство иностранных студентов, которых там действительно масса, особенно из азиатских стран, это в лучшем случае средний класс, который считает, что китайский пригодится в бизнесе). Т.е. замыкания не будет и в обозримом будущем, и виной во многом имхо их адски сложный язык - в котором переплетаются сложная для большей части мира фонетикая и также сложное иероглифическое письмо.
С конкретикой обучения иностранных студентов в Китае - знаком очень отдаленно, потому про долю в их рядах элиты ничего не могу сказать.
Но если все обстоит так, как вы говорите, то:
- Китай еще не взял разгон по высшему образованию (до 2014-го в металлургической академии, в Днепропетровске, еще учились китайские студенты. Теперь не учатся.), образно говоря, элита третьих стран еще не уверена, что туда можно посылать детей;
- если учатся представители среднего класса, то на них можно делать ставку в выстраивании "от фундамента" своих структур влияния.
В России очень много студентов из Китая. Не изучал, кто учится в Китае, но могу предположить, что помимо немногочисленных западных и наших студентов по обмену, это в основном "местные" - всякие вьетнамцы, тайцы etc. Для них и язык проще, и Китай для них поди - "метрополия".
в этом смысле Россия могла сколько угодно вкладываться в порты незалежной Прибалтики, но эти вложения воптоснно были под угрозой политического противостояния;
___________________
Ну, допустим, им особо никто и не давал вкладываться...
У «Фосагро» выстраивались отношения с финской Коткой, Таллином, Ригой и Силламяэ, в строительство специализированных перевалочных терминалов в Эстонии вложились «Акрон» и «Уралхим».

http://expert.ru/northwest/2016/06/baltijskij-tyanitolkaj/
"- сами по себе могут быть выгодны, но геоэкономическое значение приобретают лишь в комплексе (свои товары, свои корабли, свои порты и, главное(!) свои люди в принимающих государствах)."

С этой тз. выглядят логичными, оправданными и относительно малорисковыми вложения КНР в порты и пр. в Пакистане или Бирме-Мьянме, но сомнительными - в Израиле или Европе. ИМХО, Китай пытается продолжить глобализацию и сохранить ее инфраструктуру, подменив в этом процессе США, но у него не выйдет. Пойдет рано или поздно распад мирового рынка на региональные зоны.