"Эта тварь неизвестной природы" Жарковский

Отличная форма и посредственное содержание
192026
Добротно сбитый и выстроенный текст, с фактурными деталями и яркими персонажами. Не слишком большой.
По сути - мысленный эксперимент. А что если Зона проявится в Астраханской области, на ракетном полигоне, да еще в пиковые годы распада Союза.
Как будет реагировать государство на последних остатках советскости и на первых подергиваниях "новой России". При пустой казне, почти никаких управленческих ресурсах и практически полном равнодушии к людям.
Как поведут себя эвакуированные, а потом возвращенные. Возмущение, отчаяние, подобие бунтов, становление своего отдельного социума.
И социум этот вырос вокруг Зоны, от неё живет, и позволяет завозить довольно много всякого барахла.
Есть рискованные походы не-сталкеров, не-проводников (понты в том, чтобы не воспринимать подобные слова), есть гибель и пропажа без вести многих людей. Сорванные нервы и отъехавшие крыши. Добротные ужасы (обложка книги как бы намекает) и пригоршня баек.

Но эта рамка - уже практически канон. Что игрушка, что серия книг - отточили эту схему до бритвенной остроты.
Интересно, что там оригинального кроме не-сталкеров?
Автор подробно восстанавливает десятки названий и жаргонизмов, которые могут возникнуть именно тогда, в эпоху между кооперативным бумом и расстрелом Белого Дома. Надо вспомнить про фильм "Через тернии к звёздам", чтобы понять - откуда взялось прозвище карлика - Туранчокс. А про Тириона Ланнистера местная общественность была не в курсе.
Даже через двадцать лет кто-то уверен, что народ растлили именно через видеосалоны - и это сожаление тоже есть в тексте.
Попытка опереться на попов просто потому, что нет психологов - как раз из тех лет.
Ощущение, что ситуация не свалилась в полный кошмар лишь благодаря двум-трем относительно порядочным людям - и то, им ведь удалось просто притормозить падение.
Намек на расхождения братьев Стругацких во взглядах на государство.
Как сериал "На темной стороне Луны" - козыряет воскрешением "застоя", как "Жмурки" - вываливают на зрителя спутанные кишки 90-х, так и здесь - подана эпоха. Пусть она отражается в кривом зеркале.

Третьим слоем идут авторские приемы подачи материала.
Неумелые летописи, тщательные протоколы, интервью, отстраненные рассуждения. Просто куски текста, будто взятые из очередного триллера.
При всём винегрете - выдержка стиля и темпоритма. Чтобы читатель не заскучал, его надо все время удивлять, но не до мельтешения перед глазами.
И какие-то детали читатель должен постоянно додумывать сам. В голове должны увязываться фамилии, обстоятельства смертей и времена года.
Отсюда - постоянные сдвижки фокала. Кто вам рассказывает? Очередной не-сталкер? Самозваный летописец? Некий всевидящий голос, который точно знает, сколько и каких людей есть на Земле? Или автор собственной персоной говорит о своих личных ощущения?
Щелкает тумблер - и как бы включается новая камера.

Больше - ничего.
Эпический вопрос: "Зачем автор всё это написал", - ответа никоим образом не получает.
Да, есть пара шуточек-намеков с фамилиями коллег-писателей.
Присутствует некая мораль - за всё хорошее и против всего плохого. Ею обильно пропитан хеппи-энд.
Есть общая настороженность к государству, которая не переходит в фобию - потому как среди начальства находятся приличные люди. С ними можно договориться.
И?
Фраза "Ну, жизнь такая", - уже столько раз работала фиговым листком для книг серии "Сталкер", что изрядно поистрепалась.
Это проблема всех свободных продолжений.
Что сотой книги про Саракш, что тысячной - про Зону. Что стотысячного английского детектива по мотивам Агаты Кристи.
Не догнать, но согреться - вот на что может рассчитывать читатель.
И этим книга разительно отличается от лазарчуковского "Аборигена" - там финальный ералаш был кодой, объяснением множества странностей и намеков. Пусть и настолько странным, что в нем приходилось отдельно разбираться.
Здесь - нет. Сюжет и мир не входят в резонанс.

В остальном - хорошая книга, почти безупречная с точки зрения писательского ремесла.


проникновение клипового мышления в литературу?

а так да, вот как описывают ситуацию катастроф в реальности?
отдельные интервью, записки найденные на трупах, оф. документы, кинохроника

складывать картинку должна голова зрителя

сейчас вот гуляет запись первого звонка с Чернобыльской АЭС в пожарную часть
голос оператора внушает...
стало интересно, надо прочитать

спасибо
О характере расхождений Стругацких догадываюсь, но и только. Подскажете, что почитать об этом?
"Намек на расхождения братьев Стругацких во взглядах на государство".

А где он там?
Один брат на заседаниях начальства. И советует совсем не то, что можно подумать по словам второго.