"Тенеграф" К. Пискорский

Тенеграф

Роман кажется попыткой впечатленного зрителя - после просмотра известной экранизации - переиграть партию за капитана Алатристе.
Только не в смысле дать ему чуть лучшую карьеру, счастливую любовь или побольше деньжат на старость.
Нет, роман кажется вызванным тем эпизодом фильма, когда "капитан" дрался за честь актрисы со своим покровителем-грандом, то тут из-за двери выходит король, и становится ясно, что лояльному солдату надо сжать зубы и промолчать. И поклониться, если уж на то пошло. Защитить честь любимой женщины - невозможно.
Вот чтобы переменить эту сцену надо обрушить экономику региона. Атаковать город целой эскадрой и высадить десант. Ворваться во дворец и поднять руку на королевскую особу.

В реальной истории этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Но можно подпустить фантастических допущений. И сконструировать мир, в котором через простые тени можно пройти в миры параллельные.
Не совсем копии нашего - а нечто среднее между лукьяненовским "сумраком" и "отражениями" Желязны.
За первым теневым уровнем есть второй, потом еще глубже, а там своя жизнь и порой даже воевать приходится с армиями "из глубин"...

Автор столкнулся со своего рода сложностью:чтобы удержать читательское сочувствие, эмоциональную привязанность, надо экспонировать именно Алатристе, максимально приучить читателя к этому образу, но потом придется менять все или почти все. А для этого надо с самого начала намекнуть, что мир "не такой", опять-таки, дать максимальное количество образов Испании той эпохи, затем с каждой страницей делать космос все более чуждым - так, чтобы "перевернуть горы" уже не казалось фальшивой идеей.
Но чем дальше от реальной истории, тем больше приходиться маскировать невозможность "от Севильи до Гренады в тёмном сумраке ночей", немыслимость того фона, что можно рассмотреть в "Хромом бесе".
Мир, в котором хорошо работает телепортация, были войны с "чертями", возможно создание сверхмощных магических артефактов и простецкий обмен разумов - там должно быть совсем другое развитие государства, торговли, обыденной жизни.
Что делать с человеком, которому частично подсадили другую память? Законны ли дети, рожденные от не-совсем-него (это вам не "Амфитрион", тут каждый день подобное должно случаться), может ли он работать на прежнем месте, вообще, с какого количества иной памяти начинается замена личности?
Все эти сюжеты должны были отыграться еще в Античности - и как быть тогда с понятием о бессмертной душе? О семье? Не прискачет ли из Индии основная религия?
Какие социальные практики могут развиться в обществе, где учитель буквально может поделиться душой с учеником?
Как должен охраняться важнейший государственный артефакт (уж точно не династией безоружных сторожей, которых еще при маврах поставили)?

Автор эту сложность проигнорировал - и правильно сделал.
Потому как сюжет выглядит постоянным увеличением ставок, когда из проблемы на одном "деле" возникает проблема куда как серьезнее, в несколько трупов, потом идёт похищение и заложничество, потом накручиваются государственные интересы, потом разборки между империями и долговременные заговоры, а том уже и до войны миров недалече...
Основные финты с персонажами, которые выдумывает автор, обеспечивают не слишком режущую глаз "достоверность" этого лихого взвинчивания ставок. Падают все бОльшие костяшки домино и вот уже огненный вал накрывает всех, еще оставшихся живыми...
Что же в финале?
Персонажу, за которым так пристально следит читатель, надо заново учиться любить ту самую женщину.

Итого: местами роман откровенно вторичен, "работает на привычную картинку", но сюрпризов хватает, а читать интересно. Как фантастическая авантюра - текст вполне годный. Правда, чем ближе к финалу, тем больше натяжек даже для фантастического мира...

Верхом на Пересе-Реверте в погоню за Сапковским.

а мне понравилось
обычная крепкая фентазя
>>>Все эти сюжеты должны были отыграться еще в Античности - и как быть тогда с понятием о бессмертной душе? О семье? Не прискачет ли из Индии основная религия?

<<<Фигасе ты копнул %) Не слишком ли глубоко для обычного "приключалова", не претендующего никаким боком на вершины социально-философской фантастики?
Ну так я же не требую от автора все это учитывать :)

"Автор эту сложность проигнорировал - и правильно сделал."


Просто когда читал - ощущение престраннейшее: чем больше выкладывалось на стол сведений о тенях - тем менее вероятным становился и этот приморский город, и сама монархия. Вернор Виндж какой-то с его субразумными собачками, которые в единые разумы собирались - вот, что должно было быть в тех городах..
вот да, действительно престраннейшее:) такое впечатление, что как автору нужен рояль, так у тени появляется новое свойство.

а наступил на тень - здравствуй, шизофрения... как вообще по городу-то ходить днем?
а такой единый разум - это же Легион, которая как-то с шизофренией уживается :)
>> а наступил на тень - здравствуй, шизофрения... как вообще по городу-то ходить днем?

Никак почти что - это с самого начала упоминается. Паруса-навесы, шляпы и кареты, на улицах единицы.
Ну, это должно было работать лишь в 9 случаях из 10.

И проблемы с обменами душ были бы как с эпидемией сифилиса в ту же эпоху.
Только - от самого возникновения человечества.
как-то неубедительно:) там чисто по случайности заражений было бы очень много. а уж в бою скакать так, чтоб не задеть тень противника - это вообще отдельное искусство должно быть.
"Она пробежала улочками дворцового квартала. Раз-другой кто-то крикнул на нее, поскольку она едва не наступила на чужую тень, проносясь мимо людей куда ближе, чем в эту пору позволяли серивские обычаи"
Это уже на совести автора, угу:)
Другое дело, что попытку отразить этот аспект он произвел.
ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
Вот все мы тут такие Вумные сидим, критикуем, разносим автора в пух прах...
Я посмотрел, кто этот Пискорский.
Ага, ага, ага...

Кшиштоф Пискорский
В 2009 году на Евроконе Кшиштоф Пискорски удостоился награды наиболее многообещающему молодому писателю. Кроме того, Пискорский являлся номинантом и лауреатом премии Януша Зайделя и дважды получил золотую медаль премии Ежи Жулавского, в том числе за наиболее известный свой роман «Тенеграф» («Cienioryt»).
Титулы, награды и премии
2008. Номинант на Премию им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2008 // Роман "Zadra", том 1 (2008)
2008. Номинант Шленкфа / Śląkfa, 2008 // Творец 2009. Лауреат Еврокон / EuroCon (ESFS Awards),
2009 // Лучший дебют (Польша) 2009. Лауреат Премии им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2009 // Золото / Zadra, tom 1 (2008)
2009. Номинант Премии SFinks / Nagroda SFinks, 2009 // Польский роман года / Zadra, tom 1 (2008)
2011. Номинант на Премию им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2011 // Роман Krawędź czasu (2011)
2012. Номинант на Премию им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2012 / Krawędź czasu (2011)
2013. Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2013 // Роман Cienioryt (2013)
2013. Номинант Шленкфа / Śląkfa, 2013 // Творец
2014. Номинант Идентификаторы Пыркона / Identyfikatory Pyrkonu, 2014 // Литература и комикс 2014. Лауреат
ИСТОЧНИК: https://www.livelib.ru/author/1046259-kshishtof-piskorskij

Кто из нас - диванных критиков - в свои 35 лет может похвастаться подобным послужным списком???

PS. Во-первых, критиковать всегда проще, чем создавать.
Во-вторых, лучшие критики - это те, которые сами чего-то грандиозного достигли.
PS.PS. Например, в Голливуде, если Вы ничего ещё грандиозного НЕ достигли, НЕ сделали, НЕ натворили - то текст Вашего сценария вряд ли будет листать, а уж тем более читать, продюсер или режиссёр.
Выводы сами делайте.
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
не пропускает ссылки...
тогда вот так(убрать пробелы):

http : // lurkmore . to / %D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8F
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
Ох лол, вот только всеми _номинациями_ автора измерять качество _конкретной_ книги.
Иногда лучше смолчать - есть шанс сойти за компетентного)
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
Ок.
Тогда объясните, на каком основании "Пискорский являлся номинантом и лауреатом премии Януша Зайделя и дважды получил золотую медаль премии Ежи Жулавского, в том числе за наиболее известный свой роман «Тенеграф» («Cienioryt»)".
Если роман «Тенеграф» - такой слабенький и примитивный, то ПОЧЕМУ его признают критики, литературоведы, издатели??? Теория заговора??? Коррупция??? Мы тут все Вумные, а весь мир - бездарен и тупой???
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
Я многое могу рассказать про номинации в пост-советской фантастике :)

Что касается польской то она обладает еще одним качеством - её несколько меньше. Номинационные списки - короче
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
ЦИТАТА: "Я многое могу рассказать про номинации"
..............................
Возможно. Но ЧТО именно ты можешь рассказать??? И на основании чего???
Ты брал участие в жюри на номинациях??? Принимал участие в конкурсе и получал Высшие Номинации за свои романы??? Отбирал, рецензировал, редактировал авторские тексты на номинациях??? Это будут твои домыслы, допущения личные фантази, предположения или практический опыт и реальная, адекватная информация???
Возможно, ты многое читал про номинации или слышал из СМИ и Интернета. Однако, рассказывать субъективные догадки и излагать конкретные факты/примеры - совершенно разные понятия.

Edited at 2017-12-03 03:21 pm (UTC)
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
Нет, я говорил с людьми, которые номинации присуждали и был на фестивалях, когда они это делали.
Видел, в какой обстановке все это происходит.

А ты?
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
ЦИТАТА: "я говорил с людьми, которые номинации присуждали"
............................
Относительно, российских или украинских номинаций, возможно, НЕ всё так просто. Мне достаточно собственного опыта в области украинской науки и шоу-бизнеса, в которых всё коррумпировано и подтасовывается, сплошное кумовство и родственно-сословные связи. Как результат, мы имеем кучу авторов и макулатуры, что ни читать, ни экранизировать просто-таки невозможно (за очень редким исключением).
Про западный мир из собственной практики (имею публикации в Польше и в США) скажу: во-первых, там жёстко работает система авторского права; во-вторых, ценится ОРИГИНАЛЬНОСТЬ и уникальность; в-третьих, любая номинация присуждается по результатам сметы дохода от продаж конечного интеллектуального продукта (тот же "Оскар" в кинематографе - фильм может быть выдвинут на номинирование по результатам финансовых показателей проката в кинотеатрах - и я считаю, что это правильно). ИМХО.
.................
ЦИТАТА в тему:
"...чтобы убедиться в том, что Достоевский - писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения никакого не было!" (М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита")
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
"Про западный мир из собственной практики (имею публикации в Польше и в США) скажу: во-первых, там жёстко работает система авторского права; во-вторых, ценится ОРИГИНАЛЬНОСТЬ и уникальность; в-третьих, любая номинация присуждается по результатам сметы дохода от продаж конечного интеллектуального продукта (тот же "Оскар" в кинематографе - фильм может быть выдвинут на номинирование по результатам финансовых показателей проката в кинотеатрах - и я считаю, что это правильно). ИМХО."

А что, в кинотеатрах мы видим оригинальные и уникальные фильмы - и сейчас нет проблемы гигантской вторичности фильмов?
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
Во-первых, необходимо чётко определить: какие фильмы/книги являются оригинальными, какие уникальными, а что есть в киноиндустрии/литературе вторичным?
Во-вторых, о премии Януша Зайделя, которую получил Кшиштоф Пискорский - ЦИТАТА: "награда польского фандома «SFINKS» за роман «Парадизия». Начиная с 1986 года, эта награда была переименована в премию имени Януша Зайделя и стала главной польской премией в области фантастики. Награда представляет собой статуэтку, которую вдова Зайделя Ядвига по традиции вручает польским авторам за лучшие произведения года ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ГОЛОСОВАНИЯ".
ИСТЧОНИК: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%AF%D0%BD%D1%83%D1%88_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9
Думаю, в этом случае подкупать армию читателей - дело затруднительное, затратное и бессмысленное.
В-третьих, если всё так печально и коррумпировано, то зачем ты тогда вообще что-то пишешь, публикуешь? С какой целью мечтаешь получить номинацию или признание???? Зачем ты тогда тратишь время и силы на посещение всех этих псевдо-номинаций??? Для чего ты говоришь с людьми, которые номинации присуждают??? Зачем тебе читать всю эту макулатуру искусственно раздутых номинантов (того же Кшиштофа Пискорского)??? В чём тогда смысл твоего творчества??? Или я чего-то НЕ понимаю??? Или ты тайно сам хочешь подкупить, отблагодарить тех людей, которые номинации вручают??? О чём таком ещё ты с ними говорил???
Всего делов-то: отвалил бы нужную кучу бабла и (па-бам), ты - классик фантастики!
Для тебя важно быть читаемым автором, или, номинированной бездарностью???
Re: ДИВАННАЯ КРИТИКА... =)
Неужели у поляков так все хреново с фантастикой, что этот рак рыбой стал?