Прогноз на 2018-й (первая часть)

24796679_1408628635901707_911087919075073797_n

Прогноз на 2017 - http://beskarss217891.livejournal.com/989350.html (первая часть)

4 раздела
1.    Экономика
2.    Политика-война
3.    Наука-прогресс
4.    Украина

1. Экономика

В прошлом обзоре говорилось: выбор между сильным долларом и мировой инфляцией.
Что получили?
- общего скачка цен не произошло: да, расценки на сырье поднялись, даже на десятки процентов, но не в разы  (нефть по 60 это не по 120, которая должна быть, чтобы покрыть недовложения, очень малые объемы открытий новых месторождений);
- есть дефляция и местами снижением производства в развитых странах.  Но, опять-таки, не критический развал, местами подъем;
- громадный вал вложений в виртуальные активы: акции (биржа росла, как сумасшедшая – акции, облигации долговые расписки – все дорогие одновременно), криптовалюты и т.п., который послужил заменой вложения в активы реальные. Можно только снять шляпу перед умельцами, загнавшими эти потоки именно в виртуал;
- первые страны первого мира слегка залезли в карманы вторых (вроде Норвегии, которая объявила о покупке американских ценных бумаг на значительные суммы из своего нефтяного фонд, и, вероятно, тряхнули Индию)


1.А. Россия
Что прогнозировалось
В 2017-м РФ по экономике – продолжение переориентации на Китай (в 2017 возможно «выстреливает» экспорт мяса птицы) при поддержании товарооборота с ЕС (отчасти по политическим соображениям, чтобы не допустить единого фронта ЕС против России) – тут критерием выступают большие проекты и товарооброт отдельных областей, например, Свердловской. Очень вероятен скачок цен на всё сырье в следующем году – что даст РФ много финансовых ресурсов: возможно, что их удастся конвертировать в развитие лучше и целенаправленней, чем в нулевые (все-таки система управления улучшилась). В целом: продолжается подготовка к глобальному кризису, но без желания оказаться в положении КНДР. Явно видимые планы развития довольно ограничены: это оборонная промышленность плюс повышение передела в экспортных товарах и своё технологические обеспечение экспорта своего же сырья (свои трубы и задвижки на нефтепроводах). Высокотехнологический экспорт развивается – но без резких рывков (даже рост экспорта айти – не меняет всю структуру экспорта страны). Технологические «дикие карты», которые могут дать очень много в будущем: это БН-1200, ядерный двигатель и т.п. – остаются как бы в подвешенном состоянии.
Товарооборот с ЕС показал себя – рекорды по поставкам газа.
Китай не забыли – Россия уверенно держит первое место по поставкам туда нефти - но все еще острожное сотрудничество (по скоростным дорогам нет твердой договоренности).  Сабетта начала экспорт газа – а это совместное предприятие в том числе и с китайцами.
Экспорт мяса птицы и свинины в Китай – де-юре получили зеленый свет, де-факто дело идёт медленней, но движется (https://rg.ru/2017/09/19/kitaj-snial-kliuchevye-ogranicheniia-dlia-postavok-rossijskogo-miasa-na-svoj-rynok.html).
Не только подорожала нефть. По итогам 11 месяцев 2017 года рост перевозок грузов в контейнеров составил 23,4% по сравнению с январем-ноябрем прошлого года. https://sdelanounas.ru/blogs/101273/), зерно и т.п. Стали возить больше угля, удобрений, дерева https://aftershock.news/?q=node/593075
Подорожал металл https://www.metalbulletin.ru/analytics/black/699/
Дефицит бюджета России резко снизился по сравнению с 2016. https://aftershock.news/?q=node/586794
В целом несырьевые неэнергетические товары (ННЭ) в первом полугодии обеспечили 34,1% экспорта. В первую очередь это продукция металлургии, (29% в составе ННЭ), машиностроения (20%), химической промышленности (20%), устойчиво растущее продовольствие (ок. 14%) и лесобумажные товары (8%). http://expert.ru/2017/09/24/mashinyi-i-oborudovanie-zameschayut-toplivo-v-rossijskom-eksporte/
Общая ситуация в промышленности России на ноябрь 2017 https://aftershock.news/?q=node/586112
Экспорт продовольствия – от зерна до мяса птицы – вырос. Второй круто-урожайный год подряд.
ВСМПО-АВИСМА нарастила объем реализации титана за 9 месяцев 2017 г. http://www.metalinfo.ru/ru/news/98578
Развивается глубокая переработка зерна http://expert.ru/expert/2017/48/rossiya-vstupaet-na-ryinok-aminokislot/
Ближе к концу года показали себя автомобили – вот где реальное восстановление. Цифры и в 15% роста.
«…объемы скупки золота на 15% превысили показатель за тот же период прошлого года и более чем вдвое — уровень до введения санкций. Банк России скупает по 100 тонн драгметалла за полугодие — больше, чем все остальные ЦБ мира вместе взятые. http://expert.ru/2017/10/5/zoloto-kak-strahovka-ot-sanktsij/
Провал по воспроизводству населения. Демографический подъем от «детей конца 80-х» - закончился. Упредить его (заранее дав пособие на первого ребенка, снизив ограничения по миграции и т.п.) – не смогли. Это – самый важный экономический (и политический) провал РФ этого года. Спохватились уже «под выборы».
Под выборы же можно ждать разнообразных субсидий населению (уже дали регионам путем погашения их долгов, дали пособие на первого ребенка, должны быть еще «выплаты за счет казны»). Но тут противоречие – будет сделана попытка окончательно переломить падение платежеспособного спроса, но вкладывать деньги в массы даже под выборы политически избыточно. Будут искать формы адресной передачи, формы субсидированию юридических лиц.
Россия по 2017-му: инерционный прогноз оправдался, хотя выхода на устойчивый рост не случилось, но точно вышли из общего снижения. Продолжается поступательное развитие отраслей низкого передела, по среднему и высокому переделу ситуация «эпизодическая».
Прогноз по России на 2018: То, что при инерционной ситуации в мире будет расти экспорт угля и вообще сырья – понятно. Так же продолжится рост в секторах даже не среднего передела, а в тех группах предприятий, которые становятся следующими в технологической цепочке после уже раскочегарившихся предприятий низкого передела. Примерный образ – алюминиевые мосты и вагоны, утиные фермы, лаборатории по селекции курицы. Сырьевики с деньгами вкладывают свободные средства в повышение технологического уровня (пытаясь выбить помощь из государства). Собственно – переход к экспорту/импортозамещению в более технологичных областях вопит уже не первый год. Есть избыток ресурсов, есть возможности экспорта – надо ставить еще и завод. Как это позволили в сельском хозяйстве сделать санкции – так же продолжится нефтехимия с углублением переработки и т.п. Санкции, как некая сумма внешних проблем, никуда не денутся.
Технологические «дикие карты» - все так же в умеренно развивающемся состоянии. Тут лучший показатель – деятельность «Росатома». Ядерная медицина и ветрогенераторы, серийное строительство водо-водяных реакторов, никак не могут закончить плавучий. О замкнутом цикле говорят, выделяют деньги на исследование и создание, но – в малых масштабах.
Что может быть «джокером»:
В «+»
Серьезные государственные вложения в любую из умеренно технологических областей. Скажем, в коммуналку – это может дать взрывной эффект уже за полгода-год.
Сохраняется необходимость вкладываться в станкостроение.  Но даже если тему начнут раскручивать под президентские выборы – это даст эффект через пару лет.
Значимые соглашения с Китаем  (если протолкнут железную дорогу в большом масштабе и/или смогут начать постройку сверхвысоковольтных ЛЭП, чтобы жечь уголь у себя, а туда гнать электричество)
Выбывание какого-то серьезного конкурента и/или поставщика, которого сравнительно легко заменить. Модель – «турецкие помидоры».
В «-»
Политические удары по экспортным потокам. Если завтра погибнет Эрдоган – переворот в Турции – южный поток может накрыться. Аналогично Северный – Германия заинтересована в газе, но есть давление США, позиция Дании. Наконец, серьезный кризис в Китае – проблемы аналогичные.

1.Б. США/ЕС/Япония
Виртуальная экономика – в который раз усилила свои «свойства пузыря», но за год великолепно сработала, как средство абсорбции тех капиталов, которым не находится применения в реальном секторе – там, где низкая отдача на вложенные средства.
Где провалы в предыдущих прогнозах?
- вопреки утверждению о снижению морских перевозок «Согласно данным Drewry, в сентябре наиболее динамично росли темпы морской контейнерной перевалки в Северной Америке — на 12,6%, Латинской Америке — на 11,1%, и Китае — на 10,3%. Наименьшие темпы роста зафиксированы в Европе — на 4,4%. Глобальный индекс в сентябре на 10 пунктов превышал показатель соответствующего месяца прошлого года.» http://ports.com.ua/news/v-2017-g-obem-rynka-konteynernoy-perevalki-vpervye-prevysit-200-mln-teu
Поправились дела у производителей грузовиков (что обычно предвещает подъем экономики), но проблемы у атомной отрасли, сложности у Дженерал электрик.
По сланцам: количество буровых достигло 40-50% от пика. Государственная поддержка для сланцевиков + некоторый рост цен.
Но!
Трамп не смог запустить полноценную экономическую реформу. И вообще проводить сколько-нибудь централизованную, направленную экономическую политику. Экономические прогнозы, опиравшиеся на его политические даже не обещания, а на потенциальные возможности управленца – отложены в сторону.
Прогноз на 2017 был  - проблемы входа из треугольника «долги-процентная ставка-инфляция». Требовались деньги и поле их вложение одновременно. «Это значит, что в 2017-м в США – это время резких экономических движений. Попыток дёрнуть на себя скатерть, получить сверхприбыль, не понести никаких расходов и т.п. Разрыв торговых договоров, имхо, только начало. «Умри ты сегодня, а я завтра»  Они не сделали прочие валюты менее устойчивыми, чем доллар, но запущены виртуальные аттракционы (самые разные), куда потянулись деньги.
В очередной раз США смогли получить тактический выигрыш за счет снижения устойчивости системы. Можно, конечно, сейчас вкладываться в биткойн, в рынок акций и т.п. – но если все активы там растут такими темпами, то крах должен быть, просто потому, что МММ не могут существовать вечно.
Я не знаю, какой конкретно фокус в запасе у США на 2018-й. Понятно, что будут активно трусить все политически незащищенные капиталы по миру – но хватит ли этого? Какой-то плюс дадут новые лекарства, вообще сумма новых товаров – но это все очень быстро копируется.
Идеалом для них было бы крушений китайской пирамиды долгов. Собственно, экономическое противостояние нарастает, и под него США пытаются организовывать экономику «первого мира». Для той же РФ – с одной стороны это означает  хамство и битьё по уязвимым местам (вроде Олимпиады), с другой – хочешь-не хочешь, а импортозамещение проводить приходиться.
Развития кризиса в обществе, долговременных проблем в экономике – с опиоидной эпидемией, снижением числа людей, живущих в своих домах, бешеной задолженностью по кредитам и сказочному национальному долгу – продолжается. 
В среднесрочной перспективе – начинает выручать роботизация  (она идёт), экспорт угля.
Но машина по управлению мировыми финансами не может нормально существовать, если на её вершине идет политическая разборка, и нет властного единства.
ЕС: на момент сейчас - радости «количественного смягчения». Судя по всему на этих деньгах смогла приподняться Румыния и улучшилась часть официальных показателей о стран восточной Европы.
Но ЕС вползает в кризис управления. Норвегия проседает по добыче ресурсов. Реализуются проекты по зеленой энергетике, но они приводят к дорогому электричеству.
Япония – относительно неплохо разогнался технологический экспорт. Абэномика, как попытка запустить внутреннюю инфляцию и тем хоть как-то подхлестнуть экспорт – дает какие-то плоды http://expert.ru/2017/11/15/ekonomika-yaponii-ustanovila-rekord-veka/   (но что они будут делать с долгом?)
Итого по 2018, экономика: когда несколько лет прогнозируешь кризис, а в прошедшем году «все было типа неплохо», - вроде как простофилей ты выглядишь.
Проблема мирового кризиса – она вроде революции в Российской империи. Начали предсказывать за два поколения до реальных событий.  Но пока госаппарат уверенно держался в седле – он буквально тушей давил любые протесты. В Европе революцию смогли положить под сукно с помощью ввода левых партий в парламент и неизбежной политической проституции. Вот когда политическая система зашаталась от невозможности себя воспроизводить, потому что легитимность гибла на фронтах – ой, тут и революция.
Аналогично с кризисом – система по отслеживанию рисков «в режиме реального времени» у развитых стран с 2008-го только улучшилась. Есть возможности пресечь биржевую панику и т.п. Но фундаментальных предпосылок для устранения кризиса – не представлено.

1.В. Китай:                                                        
Как среднесрочные тенденции – Китай сохранил темпы роботизации, автомобилестроения и т.п. Идёт рост продаж грузовиков http://expert.ru/2017/10/23/kitaj-nikakogo-zamedleniya/
Импорт в Китай становится местами не только высокотехнологичным, но и низкотехнологичным (тут, кстати, суетится Польша).
Идет отказ от части технологических цепочек, теряющих прибыльность (отказались ввозить мусор из США), попытка отказаться от угля (и начал расти в цене газ http://finfront.ru/2017/12/06/shortage-of-gas-in-china/).
Но как были очень большие проблемы в 80-х, когда Китая пытался встроиться в мировую систему разделения труда со своими сотнями миллионом рабочей силы – так и сейчас, возникли проблемы (еще не кризис):
- переизбыток вложения в инфраструктуру, при одновременной необходимости её развивать  (фактически для местных властей эти вложения стали инструментами накопления долгов, но скоростная железная дорога до Синьцзяна – архиважна) Как результат – экспорт строительства своей инфраструктуры в другие страны. «Один пояс - один путь» - в узко-экономическом смысле, в самой ближней перспективе – имеет именно эту задачу – расширить количество потребителей инфраструктуры. Внутреннее её потребление необходимо подкреплять вот такими официальными статьями «"Жесткой посадки" инфраструктурных капиталовложений в Китае в 2018 году не ожидается, поскольку ускорится реализация проектов центральным правительством. Об этом говорится в опубликованном в среду докладе об инвестициях.» http://russian.news.cn/2017-12/07/c_136808307.htm;
- поиск рыночных секторов во все более высоких переделах, но там куда выше конкуренция. Требуется поддержка.
В авиастроении тенденции прошлого года – продолжаются.
«В Китае официально стартовало производство пассажирских самолетов ARJ21-700 для региональных авиаперевозок». http://www.trud.ru/article/10-07-2017/1352138_kitaj_zapustil_serijnoe_proizvodstvo_samoletov_arj21-700.html
/в прошлом году он совершил первый полет/
Узкофюзеляжный С919, аналог российского МС-21, совершил первый полет. https://vz.ru/economy/2017/5/5/869243.html
Под будущий скачок в самолетах – строится инфраструктура «Китай построит кластер аэропортов мирового класса в северном регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, чтобы улучшить взаимосвязанность и продвинуть вперед скоординированное развитие региона» http://russian.news.cn/2017-12/07/c_136808042.htm

Остается только повторить прогноз прошлого года
«неизбежная борьба за мировые рынки с Боингом, Аэрбасом (и где-то сбоку небольшие объемы производства России).
В ближней перспективе это вызовет фрагментацию части мирового рынка высокотехнологических изделий. Лоббисты в итоге не пустят китайские самолет в США и ЕС. Китай начнет постепенное вытеснение Боинга у себя. Начнется противостояние за периферию»
Если от первого подъема самолета в воздух до начала его серийного производства проходит год – то выход на полноценную конкуренцию на внутреннем рынке уйдет 3-5 лет (по модели автомобильного рынка в Китае). Будут закрыты основные позиции в линейке пассажирских самолетов и станут наращиваться объемы производства. Выход на внешние рынки (как справедливо заметил jim_garrison)  был бы куда проще в кооперации с Россией, а если еще Индия - так вообще здорово. Тут, однако, возникаетп ротиворечие между стремлением Китая максимально ыбстро представить себя на внешнем рыке высокотехнологичными машинами и доверием к устойчивости России (1991-92-й не забыт).
Финансовый и торговый сектор за 2017-й:
- были понесены потери от вывода капиталов, противостояние с США набирает обороты;
- создаётся свой финансовый механизм «полного цикла», с кредитованием юанями, оборотом в юанях, свободным обменом юаня на золото, нефтеюаням и т.п. К этому идут на первый год, в 17 – явные успехи. Ограничить финансовую систему Китая у США не получилось.
Сохранились тенденции прошлого года: «Проблема Китая в том, что у США возможности одновременно и укреплять валюту, и поддерживать производство при льготах для богатых – больше, чем у Китая. Можно грабить, можно делать у себя офшоры. Китаю приходится в ответ укреплять дисциплину чиновников и поднимать производительность труда – и если для среднего гражданина Китая это хорошо, то для элиты  (которая претендует на мировой статус) - плохо». 
Джокеры:
В «+» - это крах пирамиды западных акций либо серьёзные проблемы с их финансовой сферой, это откроет возможности к быстрому росту доли юаня в мировом обращении и для реализации линейки своих экспортных проектов.
В «-» - крах собственной пирамиды региональных долгов, паника, массовый вывод капиталов.

1.Г. Индия.
Обменяли часть купюр, создали базу для безналичных расчетов, но импорт золота в страну не снизился, а наоборот, вырос. На этом фоне: «власти Индии наложили запрет на экспорт золотых изделий чистотой свыше 22 карат (что примерно соответствует 916-й пробе в метрической системе). Решение Главного управления по внешней торговле вступило в силу немедленно и распространяется на ювелирные изделия, монеты и медали. В тексте решения не указываются причины такой меры.» http://www.rosbalt.ru/business/2017/08/16/1638817.html
Можно сказать, что «перетерпели» не слишком удачную реформу, какая-то доля капиталов ушла, но золото воспринимается как вариант денег.
Остановки экономического роста тоже не произошло, но большие вопросы по его качеству. Индии требуется от же технологический скачок, что парой десятилетий раньше делал Китай. Под него требуются организационные формы.

За 2017: становление конкурирующих проектов в экономике продолжилось, но катастрофических подвижек не произошло – в том числе и потому, что программа «экономического патриотизма», которую воплощал Трамп – не запущена. Глобальная торговля сохранилась, как основной инструмент количественного развития, а условные «глобалисты» продолжают не просто извлекать прибыль из финансового сектора, но и в который раз показали Западу свою жизненную необходимость – как без них обеспечить приток капиталов? Инерцию смогли поддержать, за это пришлось в который раз заплатить уровнем риска.
Замечу, что из чисто технологических проектов развития, которые сейчас воплощает Запад – часть, мягко говоря, не отличается прибыльностью, как таковой  (проблемы с «Теслой», с частью зеленой энергетики) и выполняют роль «затычки для чужого будущего». Часть – с робототехникой – сравнительно быстро копируется Китаем.
Прогноз в целом по экономике на 2018:
- если инерционная модель развития сохранится, то важнейший момент – контроль за глобальными проектами развития, которые отдельные страны не могут проводить самостоятельно и почкование из них собственных проектов /образ – сеть 5G-интернета, которую готовится разворачивать Китай, на своих же чипах, насколько она станет технологической основой для мирового интернета?/;
- если начнётся кризис, то первый кандидат на причину – крах пузырей, второй – противостояние США-Китай, которое может перейти в периферийно-горячую фазу (драки в третьих странах), третий – региональные войны (сауды-иранцы). По конкретике пузырей всегда сложно что-то говорить, но, к примеру, Южная Корея стала эпицентром биткойн-бума, там проводится пятая часть всех трансакций в мире. Начало кризиса - вполне укладывается в модель прошлого года: снижение морской торговли, экстренные попытки закрыть торгвлю конкурентов, проблемы с ценой сырья
хорошие размышления
мне нравится предусмотрительность в смысле наличия развилок

Edited at 2017-12-10 08:18 am (UTC)
что
интересно по всем признакам кризис должен был начаться в 2016-2017 году,
однако ничего подобного, весь кеш от инфляции ушел в биткоины, цены акций и прочие МММ.
ЦИТАТА: "В очередной раз США смогли получить тактический выигрыш"
...........................
Получается, что наши отечественные футурологи бездарны.
Американские футурологи - прагматичнее и круче.
Когда уже Россия обгонит и переиграет США???
озираюсь вокруг себя - что не в СССР сделанные вещи, то из КНР

и причем тут долярь?

ах да, еще холодильник извна Минска
_«неизбежная борьба за мировые рынки с Боингом, Аэрбасом (и где-то сбоку небольшие объемы производства России).
---
Пока небольшие объемы производства в России минимум раз в двадцать больше, чем китайские.

"Если от первого подъема самолета в воздух до начала его серийного производства проходит год – то выход на полноценную конкуренцию 3-5 лет."
---
До хоть сколько-то серьезной конкуренции с Боингом и Аэрбасом в самом лучшем - китайское авиационное чудо - случае лет десять - пятнадцать. И никто не может гарантировать, что нынешние проекты взлетят.

Вообще по узкофюзиляжному самолету было бы интересно соорудить консорциум на базе стран БРИКС навроде проекта ШФДМС - это была бы бомба. Две страны (Россия и Китай) - делают свои проекты, бразильцы успешно работают в более низком классе, индийцы завсегда за поучаствовать в высокотехнологическом проекте.
Так можно было бы в итоге на аналог EADS выйти.

Это было бы пожалуй, что круче "Одного пояса - одного пути", ибо были бы построены высокотехнологические цепочки по всем странам - участникам.
"Вообще по узкофюзиляжному самолету было бы интересно соорудить консорциум на базе стран БРИКС навроде проекта ШФДМС - это была бы бомба"
На сейчас это вряд ли возможно. Необходим более тесный союз с минимальными рисками выпадения из него одной стран.
Индия, Китай и Россия - страны с великодержавными амбициями, они не могут себе позволить выпасть из проекта ни при каких обстоятельствах.

Для Индии и Китая такой проект - это подарок в том смысле, что он их привязывает друг к другу, создает коммуникативный мост, причем в режиме win-win.

Бразилия тут может претендовать на 5-10% максимум - при серьезных проблемах эти объемы можно будет заместить.

А ЮАР, понятно, и того меньше.
Мир странами БРИКС не ограничивается и никто не будет просто смотреть как растет его конкурент.

А так-то Россия и бан ОКР не могла себе позволить и что-то о едином фронте с Индией и Китаем в борьбе за олимпийские идеалы слышно не было.
Да, "серийное производство", это пока лишь три самолета.

Только перед нами современный Китай - с возможность производить десятки миллионов автомобилей в год, строить значительную часть мирового торгового флота (и, заодно, свои авианосцы), десятками строить современные города. Туда уехала куча специалистов из одной европейской страны...

"До хоть сколько-то серьезной конкуренции с Боингом и Аэрбасом в самом лучшем - китайское авиационное чудо - случае лет десять - пятнадцать. "

Авиация, в сравнении с автомобилестроением, имхо, имеет другой порог входа: единичный автомобиль на порядок проще сделать, чем единичный самолет - даже под одно крыло требуется строить цех по производству именно самолетных крыльев. И если вы уже сделали первый самолет, то мультиплицировать его проще (если у вас есть рынок - суперджет и ограничен в рынке, и не целиком свой).

Да, те же самые автомобили дают пример, когда в Китае продаются миллионы западных марок с локализацией по сборке (разработка на Западе), а местные марки занимают лишь часть рынка.
Да, сотрудничество с Россией и Индией было бы архижелательно - не просто рынок, не просто кооперация, но еще и пространство (если самолет признан хотя бы в трех этих странах, ему уже есть откуда и куда летать).

Загвоздка, имхо, в том что самолеты - будто линкоры в гражданском секторе. Страна либо имеет, либо не имеет своих линейные корабли - точка, вокруг которой завязан статус великой державы.

Если получится кооперация - я буду рад, это реально третий самолетный гигант в мире будет. Но насколько китайцы поверят в такую кооперацию на десятилетия вперед???

Проблема не в том, что "всего лишь три самолета", проблема в том, что эти три за все время проекта, которому лет десять. Говорить о серийном производстве, соответственно, нельзя. А параллельный проект с одноклассником ССЖ, который критики проклинают, вышел на уровень поставок - 20 единиц в год.

Единственный пассажирский самолет, который производит Китай это Xian MA-60 - клон Ан-24, тоже небольшими сериями, сделали около сотни за все время серийного производства с 2000 года.

Говорить, что с этого уровня можно прыгнуть на уровнь "полноценной конкуренции с Боингом и Эрбасом за 3-5" лет - очень странно. Тут нет ситуации, когда можно взять (украсть, купить) советские технологии тридцати-сорокалетней давности и на них выстрелить, как это происходит с их флотом или ракетами.

При этом мы знаем, что критически необходимые им авиационные двигатели для истребителей они не могут толком скопировать уже лет двадцать.

Мне представляется, что в восприятии Китая играет эффект масштабов и огромного роста на фоне нашей деградации, это искажает восприятие. Да, они растут, да там уже очень много хороших инженеров, но школы и КБ там, судя по тому что мы знаем, еще не самом высоком уровне.

Теоретически, конечно, возможно, что они С919 заставят покупать вне зависимости от качества самого самолета. Однако, история с ARJ21 показательна еще и в этом плане, руководство не стало насиловать авиакомпании, заставляя их массово покупать сырой/неудачный самолет. А сейчас проскакивала информация о том, что они его будут выпускать как бизнес-джет, то есть и волки сыты и овцы целы.

" Но насколько китайцы поверят в такую кооперацию на десятилетия вперед???"
---
Им надо решать проблемы с их восприятием вокруг. Все же их тихонько боятся, держат фигу в кармане и на всякий случай развивают связи с США.

Так-то понятно, что все это малореально. С ШФДМС сложилось бы, и то был бы большой успех.



Edited at 2017-12-11 11:59 am (UTC)
Насчет двигателей - аргумент очень сильный (хотя все-таки это двигатели для истребителей), и слова о внутреннем рынки - пожалуй, то исправление, что стоит внести в прогноз.

Но тут есть еще момент - обучение нового поколения китайских инженеров и разработчиков.

Тот гигантский скачок в градостроении по всей стране, что был у них за последние 10-15 лет - это следствие учебы 90-х (когда сказочно росли скорее зоны свободной торговли).
Скачок в образовании - с массовым открытием учебных заведений (ориентированных на лучшие стандарты) - начался в нулевые (тогда ректор НМетАУ частенько посещал Китай и рассказывал о визитах на собраниях трудового коллектива). То есть сейчас должно уже выходить второе поколение студентов, в кто закончил ВУЗ году в 2010-м - уже и доцент, и должен участвовать в программах разработки.

Я бы сравнил это с нашим началом 60-х, когда за 15 предыдущих лет нарастили кадровую подушку, раскрутили машину образования, и вдруг выяснилось, что под конкретный проект научно-инженерные кадры, в принципе, найти куда проще, чем раньше (в общих чертах).

Деньги у тамошней науки есть, связь с производство - "на отлично", кадры они тащат со всего мира, и свои подросли - значит? Можно ждать прорывов.

/вот сеть 5G - если правда она будет сделана на их собственном чипе, то это очень серьезно/







Edited at 2017-12-11 02:22 pm (UTC)
Так кто ж спорит то, что нужно ждать рывка?

Вопрос - когда и какой рывок:)

Если сравнивать с нашими 60-ми, то нужно отметить, что догнать в том же гражданском авиастроении обобщенный Запад так и не смогли. Видимо, если бы при продолжении существования СССР наращивали усилия во второй половине 80-х и 90-х, то могло получиться. А могло и не получиться, если бы не нашли соответствующие формы организации производства.

С другой стороны, видимо, в Китае сейчас денег на науку и инвестиций в хай-тек существенно больше, чем было в СССР. Плюс лучше работает связь с тем же Западом, западной наукой и хай-теком.

В общем, не 3-5 лет, а, при сохранении нынешних тенденций, лет 10-20 (для разных отраслей) до борьбы на равных или даже превосходства на рынках хай-тека.
А где в вашем обсуждении консорциум?
Понятное дело, что Китай будет продолжать создавать собственные конструктурские школы и свой аналог боинга, когда будут успехи может быть отдаст какие-то детали на производство в другие страны ради доступа на их рынок. Но где про и контра начальной идеи?