"Скиф"

Рыцарь без башни, то есть боярин без мозгов.
1516486025_skif-2017

Краткое содержание: Киевская Русь, Тмутаракань, там русский князь. Пытаются его убить какие-то черти ряженные. Но ясно, что наймиты. Потом у доверенного ближника семью похищают, требуют князя порешить. Имитируется отравление князя, и доверенный ближник Лютобор с одним из "чертей" бежит, бежит, бежит (многих рубит дорогою). Выясняется, что черти - это последние скифы, которые прячутся в степях (в степи от кочевников трудновато спрятаться, между прочим), готовят убийц-наймитов и тем живут. Сдружились Куница и Лютобор и когда в становище пришли - парочка дуэлей вроде как за общее дело. Куница в минусе, Лютобор с авторитетом. Да с таким, что ему не только похищенную жену с ребенком отдают, но заказчика на блюдечке предоставляют. Ближник помогает князю порешить всех заговорщиков. На радостях Лютобор приглашает скифов переселиться в княжеские владения. Но князь таким гостям не рад - их вырезают. Лютобор обижается, говорит, что теперь последний скиф - это он. Потому как обещал... После чего князь приказывает зачистить ближника.

Да, я прочитал отзыв morraine-z, которая прям в восторг пришла от политической линии в сюжете - ближник мол отказывается слепо подчиняться князю, требует держать слово. Проявление демократии и всё такое. И от того, что там скифы куда больше похоже на современных россиян в том смысле, что гордятся прошлыми победами.
Извиняюсь, но отношения князя и дружины (а уж тем более, князя и ближников) - это процесс постоянных взаимных договоренностей. Князь должен дружину кормить. Она - его силовой орган и кадровый резерв. Ближники - его буквально руки и глаза. Об таких людей ноги не вытирают, иначе всё плохо кончится. Что до прошлых побед, но когда от народа буквально горсточка людей остается - прошлые победы становятся сказками, чем-то нереальным.
Да, я посмотрел отзыв Клима Жукова, который в первую голову рассматривает фильм исторически - и прокатывается по сюжету на асфальтоукладчике.
И снова извиняюсь: хоть про дыры в сюжете много верного подмечено, народ пытался снимать фэнтези, потому часть конкретно-исторических претензий - мимо кассы. Шаолиньство и арбалет со стальной дугой - это атрибуты именно фэнтези. Смотрим современные китайские ленты, где техника практически всегда «из будущего» - средневековые агенты на дельтапланах летают, причем у них явно большой опыт в этом деле.

Увы, даже если оценивать фильм без крайностей - это всё равно слабое кино.
Главный герой неадекватен. В конце - обрекает на смерть свою жену и сына. Как минимум - на рабство.
Князь - показан клиническим идиотом, который в опасный миг держался за честное слово ближника, и тут же выставляет этого ближника клятвопреступником. Так - не управляют. Он мог обмануть ближника, но в любом случае попытался бы сохранить ему лицо.
Скифы-ниндзи, которые все в золоте шляются по степи без военной поддержки? Да приедет сотня всадников, тому старику весь пирсинг поотрывают - ты чей, дедок, не наш, тогда делиться надо.
Эпическая фраза про один народ на земле князя - это в Тмутаракани??? Хазары, ромеи, русы, куча племен с Кавказских гор, куча племен из степи... Это торговый пятачок земли - какая, к лешему, моноэтничность? Вы потребуйте моноэтничности с любого фэнтезийного портового города?

Актерская работа - противоречивое впечатление. Типажи двух героев подобрали неплохо. Куница получился чуть лучше, Лютобор чуть хуже. На фоне остальных - они прям раскрылись, как личности. Именно на фоне. Остальные - слабо, очень слабо. Ни князь, ни старейшина скифов - не выглядят таковыми. Уж лучше фрагменты в том же становище скифов, когда взрослые играют с детьми.
Ещё актеров портит грим.

Как дорожная история - сюжет меня совершенно не убеждает. Это не дорога и даже не квест - просто все злодеи в округе сговорились и решили устроить героям приятный сюрприз, причем нападать на персонажей строго по очереди. Ещё бы малость накал бреда подняли, и персонажам никуда ехать не понадобилось бы - стояли у перекрестка, а к ним "посетители" колонной шли.

Как почти всегда, проблемы с архитектурой :(
За что уважаю сериал "Последнее королевство" - про викингов и Англию времен Альберта Великого? Не смотря на относительно скромный бюджет, очень хорошо показано как минимум три типа строений: старая римская архитектура (фактурная кирпичная кладка, внутренние дворики, галереи), новые строения викингов (большие фактически двухэтажные избы) и типа постройки от бедности (что землевладельцы, что крестьяне жили в относительно похожих условиях).
Что видим в "Скифе"? Какую-то невнятную кладку в стене? Какой-то бредовый домик? Шатры не шатры, а черти что. Ребята, у вас место действия - рядом с Черным морем, на территории, где уже полторы тыщи лет как люди города строили. Культуру продвигали. Как могли. А включить фантазию и показать полузатопленный город Фанагорию, большей частью разрушенную волнами - карма не позволяет?
Будто смотрю фэнтези начала 80-х. Шкура звериная, мышца богатырская, краска яркая - вот вам и весь антураж. Даже в эпическом шлаке по "Трудно быть богом" (1989-го года выпуска) - антураж был куда лучше.
Граждане, вы в курсе, что компьютерная графика есть?
Правда, тут добавили костюмы.
Как фэнтезийные штуковины - местами они смотрятся. Вообще работа с цветом – чувствуется. А вот мы сейчас вам камлание покажем, вот сумерки, вот полутьма княжеского зала. Вот позолота не лице князя – «по богатому». Но я бы под такие костюмы вводил в сюжет какую-то цветовую магию: вот синий цвет, черный цвет, красный или там сиреневый - дают реальные плюсы к боевым навыкам :)

Такой скиф нам не нужен

Что хотелось бы сделать в подобном фильме?
Перенести время действия в эпоху Великого переселения народов:
- тогда реально еще были скифы. Натуральные, а не высосанные из пальцы;
- можно было бы сыграть на сюжете «погибели скифской земли» - распаде того государственного образования, которое еще оставалось за скифами. Соответственно, образ прошлых побед раскрылся бы на порядок лучше;
- появилась бы не просто сюжет "о последних упырях", когда герой долго пытается совершить самоубийство, ищет самый дурацкий повод, и в итоге ему это удаётся. Но вполне жизнеутверждающий вариант: скиф, бросай свои крымские степи, айда к нашим в леса;
- появились бы вменяемые оппоненты - гунны плюс все, кто в это время перся по Причерноморью грабить Рим;
- "дорожная история" получила бы вменяемый вектор движения. "Хронотоп", извиняюсь за выражение. От Крыма до лесостепной зоны и до густых лесов (отчасти бы решило проблему архитектуры);
- противостояние "рода" и "государства" - никуда бы не делось, просто приобрело бы другие черты;
- противостояние "язычество-христианство" стало бы не проблеском уходящей натуры, а вполне живым диалогом. "- Если вы, христиане, такие умные, чего у вас Рим пал? - Один пал, зато второй стоит"

Итого: ощущение от картины – будто в дешевой, старой машине, пытаешься выбрать несколько приличных по качеству деталей, при том не столько думаешь, как это вот ездить может, сколько вспоминаешь историю автомобилестроения.
4/10 – причем только за главные роли.
почему дельтапланы не сделали еще 3-5-7 т. лет назад, непонятно

греки, римляне и китайцы точно точно могли
там технология не ахти сложная, не антикитерский механизм

кстати, тут и Дедал вспоминается и первая поименно известная жертва из летчиков-испытателей

а до нас не дошли, так как были из бальсовых реечек, шелка и бумаги

Edited at 2018-01-23 07:34 am (UTC)
Думается, если бы их реально сделали - технологию потом просто бы не забыли.

А насчет того, что ПРОСТО сделать - вспомним про Лилиенталя...
так и более актуальные вещи забывали, например водопровод и канализацию

рекорд, говорят, поставили парни в Океании - забыли лук
Есть ли все же смысл сходить на Скифа в кинотеатр? А то фильм сравнивали с Кононом-варваром, что несколько обнадеживало.
Очень не уверен.

Сходство есть, но тут строго на любителя. Смешайте Конана-варвара с Трудно быть богом (1989-го съемки)