beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Извивы технологического прогнозирования...

Увидевши в переслегинских "Новых картах будущего" прогноз о возрождении пассажирской сверхзвуковой авиации - я не поверил.
Основной мой контрдовод - сверхзвуковая авиация конкурирует не с дозвуковой, но с системами передачи данных.
Скайп - это для широких народных масс.
Для ответственных в политическом отношении разговоров - множество других каналов.
Бизнесменов тоже не обижают.
Нет смысла дважды в день пересекать Атлантику - конкурент может и созвонится быстрее, чем ты долетишь.
Конфиденциальности как таковой, это не отменяет, но сильно ограничивает потребность в каждодневном личном общении. А на еженежедельный гольф можно и дозвуковым слетать.

И действительно - конкретные сроки, названные Переслегиным, уже прошли. Причем не один год назад.
Программы штатовских "суперсоников" - и не завтра завершаются, и сами по себе штуки весьма растяжимые. Сдвиг вправо на три, пять, семь лет - а потом кризис.

Но вчера - "вот это поворот". Президент одной северной державы, с которой Украина поддерживает договор о дружбе, выразил желание увидеть пассажирскую версию сверхзвукового бомбардировщика. Дескать, надо отвечать на запросы состоятельных господ.
/Я наивно подозреваю, что после завершения проекта "Кортеж" начинается проект "Авиаотряд" - чтобы Путин мог на саммитах не только представлять страну на российской машине, но и круто выглядеть на российском самолете. Вариация поддержки производителя через заказ "двору его императорского величества"/

Имхо:
- в условиях спокойного и относительно мирного времени запрос на сверхзвуковую авиацию остается "ниже точки окупаемости". Аргумент про состоятельных господ - это здорово, только рейс "Париж - Нью-Йорк" на бедноту клиентов не жаловался;
- но если у вас как бы продолжается кризис (а с 2008-го планета уверенно из кризиса так и не вышла), а большая война "уже совсем близко", то важным фактором управления становится лично отданный приказ;
- тогда подобная авиация из коммерческой в полном смысле этого слова, становится как бы "придворной". Основной потребитель - не пассажиры, но лидеры. Основная цель - не доставить сто человек, а буквально двух-трех.

Конечно, можно сказать "это ты сейчас соломку подстилаешь, а в главном Переслегин-то прав".
Но:
- даже если программы стартуют прямо сейчас, то срок обычной реализации не меньше трех лет (сколько лет рожали президентский автомобиль?), если только не будет сделана вариация военного самолета с кружевными салфетками на спинках кресел - с чисто косметическим дизайном. Шатовские имеют официальные сроки в районе 2023-го;
- но главный вопрос - это сложность реализации нишевых проектов в современной авиации. Самый большой пассажирский самолет в мире (А-380) - имеет постоянные проблемы с окупаемостью и его производство уже пару лет находится под ножом сокращения. Такие проекты находятся как бы между "скайпом" и "3Д-принтером": с одной стороны на них давят новые средства коммуникации, с другой - они упрощаются благодаря новым технологиям проектирования и обработки материалов. В результате ниша как бы "мигает" - то такие самолеты нужны многим. то спрос на них падает до критического уровня.
- потому сохраняю скепсис насчет устойчивой и широко представленной пассажирской сверхзвуковой авиации. А понты, когда лидеры технологически развитых государств будут очень быстро слетаться на саммиты, или рекордно быстро окажутся на командных пунктах - вполне допускаю.

Tags: Будущее, Политика, Философия техники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments