«Видоизмененный углерод» (сериал)

Создатели задались целью сотворить эталонный киберпанк, и далеко продвинулись на этом пути.

Предуведомление: как роман есть отличной смесью нуара, киберпанка и вестерна, завернутых в дырявую оболочку футурологии, так же и фильм. Дыр в описанной вселенной очень и очень много — они разобраны в рецензии на книгу. Потому лучше воспринимать сериал как ретро-футуризм. Так представляли будущее некоторое время назад, а кто-то пребывает в иллюзиях и сейчас.
Перед нами история из Вероны, или из Дании (в исполнении английского драматурга), или из далекой Москвы (в исполнении драматурга испанского), или из Японии (значительная часть не-японских драматургов). Мир — это не органическое единство, но декорации, где правильно развешены ружья. Персонажи действуют не по логике своих интересов, а по жанровым канонам — сбиваются в дружину героя или же выполняют сложную партию главного злодея.
При том эмоциональный конфликт в сюжете, когда люди, сменившие не первую и даже не сотую оболочку, отчаянно нуждаются в чем-то настоящем, пусть и в отзвуке собственного детства — получился. Он мотивирует персонажей вне зависимости от их этической окраски — герои и злодеи хотят очень похожих вещей, просто идут к ним разными путями. Я могу отыскать десяток футурологических недостоверностей и логических дыр, но в рамках построенных декораций — сюжет получает своё развитие в чувствах и стремлениях персонажей. Конфликт сменного тела и относительно неизменной психики удалось раскрыть.
Основная ставка была сделана на батальный динамизм вкупе с актерами.
Главный герой претендует на атлетическую внешность, средний возраст и некоторую харизму — обосновано. При том динамичен (в челюсть), проникновенен (в сердце), убедителен (любые органы). Понятно, что стоит он за правду-добро-справедливость, но как большая часть нуарных персонажей — плохо представляет их глобальное воплощение. Вот данного конкретного не-товарища обнулить — это дело. А идеалы и картины мира — "это не про нас" (с). В смысле трансформации характера — герой проходит пусть от запутавшегося полу-самоубийцы до уравновешенного (готового принять смерть от самого себя) человека, которому есть на что надеяться в жизни. Такой вот парадокс.
Заказчик — когда-то волевой человек, и сейчас не лишенный благородных порывов, однако же развращенный властью дальше некуда. Он стоит на пороге собственного падения — и не потому, что ему может упасть протагонист (это жанровый штамп), но прежде всего потому, что стал неряшливо подходить к своей команде (двору, политической группировке, бригаде — называть можно любыми терминами). Серьезной команды как в романе не было видно, так и в сериале она не просвечивается.
Пьюфрой после роли Марка Антония был самым подходящим кандидатом, вот его и взяли.
Дежурная девушка, дама сердца и сестра главного героя — это три разные барышни. Каждой дали характер, внешность (объединенные цвета Бенетона :-D), рисунок боя и свою манеру обращения с протагонистом. В смысле содержательности — диалоги героя со взрослой сестрой — не блещут. Но лица и эмоции (большой лицо азиатки, как бы съежившаяся на её фоне физиономия европейского типа — будто маски) вытаскивают всё.
Кстати — о. Политкорретность — модель 2010-х. Дело не только в сексуальных меньшинствах (их есть, но в отрицательных коннотациях, на фоне общей мускулинности). Выведен культурный и весьма положительный мусульманин. Есть злобный монголоид и обязательный "типа русский". Нацисты в будущем имеются, причем с татуировкой 1488 на черепе (лично для меня это загадка, как могут сохраняться нацисты в обществе, где люди меняют тела, как штаны — наверное, как сторонники белых штанов), а вот их оппоненты с левого фланга... Что-то такое задвигает дама сердца главного героя (по совместительству — гуру), только вот предельно расплывчато. И все это, естественно, представлено "повстанцами", фактически, террористами.
Получается схема "вы можете не любить систему таким и вот таким образом, но лучше все равно ничего не придумаете, за 250 лет ничего не поменяется".
Персонажи второго плана — все с характерами. Они легко запоминаются, не смотря на смену оболочек-тел — это едва ли не главный успех фильма. Девочка в музее, два лица оболочки Ковача, наниматель Димитрия — когда финт разъясняют, там нет ощущения "притягивания за уши". Компьютерщих из полицейского участка и, конечно, ИИ-отельер, имперсонирующий Эдгара Алана По — вполне честные фигуры второго плана.
Задача облегчается этническим и возрастным разнообразием — плюс самыми разными фасонами костюмов. Здесь тоже блеснули — портновскими навыками — хотя иногда пробивается ощущение недовольства. Работники, которые вскрывали пакет с протагонистом уж слишком "из прошлого". Я понимаю, что задача была показать дешевизну казенного учреждения, но с пластиковыми очками и общим неумением — перегнули палку.
От костюмов — к декорациям. Я не знаю, подгоняли ли размеры кабинета к фигуре Пьюфроя, или так совпало, но для него высота тамошнего мостика и полок — как раз, а для качка-баскетболиста — чуть маловато будет. Кабинет, подогнанный по фигуре — и очень многое в фильме именно так — сконструировано под персонажа или сюжетный ход, буквально под одно действие. Начиная от небоскребов (попытка показать совсем новую архитектуру) и заканчивая орнаментом в сливном отверстии душевой кабины — дыры в виде воронов, что соответствует духу отеля.
Цвет и свет — очень хорошо.
Без шуток — оттенки поющего дерева, обстановка в отеле — да. Туман и дымы, блеск драгоценностей и грязь города зачумленных — да. Огоньки на шлемах преторианцев из группы захвата — ничего не значат, но для зрителя вполне себе отыгрывают световые метки.
Множество стилистических отсылок как к "Бегущему по лезвию бритвы" (вплоть до засилья прозрачных зонтиков), так и к "Матрице".
Оружие и схватки. Не специалист, только вот выражу лишь одобрение, но никак не восхищение.
Да, мордобой и ушуизм, драки в лифтах и на рингах, стрельба на поражение и не очень. Динамика есть везде, кого-то постоянно выносят вперед ногами — четко поддерживается линия размена "хорошие-плохие", постоянно растут ставки (протагонист сражается со все более крутыми антагонистами).
Как зрелище (в гладиаторском смысле слова) сериал просто идеален.
Но стоит на секунду задуматься — почему так мало у вас боевых роботов в мире с ИИ, отчего накладные доспехи и "усилители" по дизайну проигрывают бронелифчикам, и какого рожна возвращать пулю обратно в ствол после выстрела? Равно как и переход к "самурайству" — все эти острые железки восточного происхождения используются для хореографии, а не для убийства. Наконец, пересаженная рука "дежурной девушки Бонда", которой она эффектно вышибает людей из жизни — простите, а плечевой пояс, мышцы вдоль хребта и кучу всего на ногах — ей тоже пересадили?
Китайский товарищ, который прикатил в фильм прямо из "Нейроманта", тоже начал сдавать в последних сериях. При том, что его появление — обставлено чрезвычайно эффектно.

Итого: это сериал 18+ надо смотреть — хотя бы потому, что он заявляет претензию на стандарт динамичного фантастического боевика. Если сделают "Тигр! Тигр!" — то образец уже готов. Если будут снимать "Ярость" Г. Каттнера и К. Мур — пример вот он.
Но последняя серия, где всем сестрам по серьгам (разными способами) и отъезд в закат — самая нелогичная.
250 лет? это они молодцы, а не как некоторые со своим "Cyberpunk 2020" который уже 2077
никто из зрителей гарантированно не доживет чтобы поржать с олухов



Боевые сцены (скажу как специалист) - не имеющая отношения к реальности хореография, к сожалению.
Нормально снятые, в этом плане - их вообще очень мало.
Ну "Схватка" с Де Ниро и Аль Пачино был в этом плане очень хорош, прям очень. Кто-то очень грамотный был постановщиком-консультантом.
Из наших - эпизод фильма "Скольжение", но там как я понимаю сняты реальные сотрудники спецназа, так что не в счёт.
///Если сделают "Тигр! Тигр!" ///
Я даже знаю кого в Гулли Фойлы взять. Но попозжа, он сейчас мэром Киева батрачит.