"Чума" (2018)

Хороший пример адаптации раскрученных сюжетов под свою историю.

Берем "Имя розы", расширяем аббатство до целой Севильи, прибавляем натурализма от "Игры престолов", но держимся строго в рамках исторического романа - вот вам и "Чума".

Шесть серий - три основные сюжетные линии, очень тесно связанные. И несколько побочных, которые даны по минимуму, однако получается раскрыть характеры.
Детективный сюжет - достаточно сложный, с парой финальных финтов, но при этом не перегруженный. История нескольких смертей раскрывается до конца, после чего героям остается дел буквально на двадцать минут экранного времени.
Очень хорошо подобраны персонажи второго плана - художница, старик и банда детей-попрошаек, пара членов городского совета, стражник, проститутка, врач, калека-сектант, даже мальчишка-свидетель, который не говорит на кастильском, а демона называет "шайтаном"...
В сюжете иногда - паузы. Нельзя сказать, чтобы они разрывали действие, скорее они работают на раскрытие образа. Вот богатый купец в доме своего товарища, только умершего от чумы - смотрит на опись вещей. Что должен он подумать? А вот старик подбирает в свою банду очередного оборвыша - и зрителям уже объяснили, что банда эта не слишком добродетельное место, но оно лучше, чем голодные чумные улицы вокруг.

Не будет спойлером сказать, что сюжет вертится вокруг инквизиции и протестантизма.
Восприятию сериала очень помогает роман Мигеля Делибеса "Еретик" - прямого пересечения сюжета нет, однако же есть чрезвычайное созвучие мотивов. Почему богатые, преуспевающие купцы в Испании - вдруг становились еретиками, причем рисковали жизнью ради эфемерных вещей? В романе описан внутренний мир одного такого вольнодумца и, естественно, той секты, в которой он состоял.
В сериале главный герой - это более не протестант, а скорее атеист, который вынужден погружаться в хитросплетения конспирации таких маленьких "конфессий".
Но с романом сериал схож еще атмосферой конца, который неизменность и окаменение. Все новое и небывалое, что только могло быть в мире - теперь не в Севилье. Тут еще сотню лет будут петь серенады и переводить Аристотеля - но не баловаться с линзами и не смотреть в небо. Изгонят всех мавров и морисков, удержат женщин на кухнях, угробят почти все ремесла - потому что американское золото, это пульсирующая река богатства, должно доставаться лишь правильным людям. Однако же видна в этом деле и толика испанской правды - в империи Габсбургов иберийцы конкурировали с немцами, и стремились изгнать северян. Кастильцы и арагонцы будут медленно становиться испанцами - капитану Алатристе еще предстоит совершать подвиги.

Большое старание в передаче эпохи - последних лет XVI-го века. Множество локаций - самых разных, от крысиных подземных нор до внутренностей дворца или городских улиц. От мануфактуры по производству красок до мастерской художника. Больницы, тюрьмы, кабинеты, спальни - нет ощущения "фильма в трёх комнатах". Хижины и трущобы получились весьма впечатляющими и создатели иногда перебирают с натурализмом - не столько в обнаженке или кровопусканиях, сколько в попытках заимствования: тела умерших от чумы сваливают в ямы совсем как тела протестантов в "Королеве Марго" - только оператор акцентировано выхватывает почерневшие чумные бубоны.
Грязь, много грязи, но светильники - с каким тщание и разнообразием переданы светильники! Масляные лампы в каретах, свечи, лампады, факелы. А ещё витражи, окна, проемы. Под каждый источник света - сочинена своя передача цветов, свои контрасты. Интересно как одежда играет на опознавание образа в почти полной тьме или на солнце - это у создателей получилось.
Однако же краски здесь не гламурные - немного приглушены, будто на советской плёнке.

Отлично подобраны актеры, и они постарались воплотить персонажей. Жители Севильи как есть. Каждый из персонажей носит маску - в силу обстоятельств и общегородского климата - но даёт заглянуть под неё. Главный герой - это как бы перегорающий интеллектуал - он еще может совершать подвиги, но как мало стоит между ним и отчаянием! И как надежда жить в родном городе - одновременно мучит, предаёт ему сил и обманывает. Юный бастард - его превращение из уличного бандита в относительно порядочного человека это одна из сюжетных линий - получился отлично. Авторы от души перемигиваются со штампами фэнтези.

Как исторический детектив - сериал 9/10. Почти идеален. Знатоки испанской натуры, вполне возможно, отыщут дыры в декорациях, надоевшие виды или слишком дешевые материалы - но мне все показалось добротным и реалистичным.
Рекомендую.
1. Лично меня очень смущает сама завязка: передавать функции следствия еретику (это от знатоков-то данного дела? обоснование данного поступка отсутствует напрочь), позволять ему бесконтрольно перемещаться по городу и пр.? Ознакомление еретика с вещдоками? Совместный допрос свидетеля в присутствии уж совсем посторонних лиц типа бастарда? Не знаю, совсем не верится.
2. Вроде бы в 16 веке рынка рабов в Севилье уже не было - ввозили непосредственно из Африки в Америку.
3. Художница по тем временам действительно много себе позволяет. Вряд ли она могла распоряжаться имуществом и принимать решения по найму/увольнению работников. Насколько я понимаю, после вдовства она подлежала опеке со стороны родственника мужского пола.

Впрочем, если закрыть глаза на эти и прочие несуразности, то смотреть можно.