«Лапси»

Импортозамещающий сериал

Предпосылки проекта видны невооруженным глазом.

Сделать как там, в модных тенденциях мистических сериалов типа "На зов скорби". Но с нашими сценаристами, актерами, с какими-то отсылками к быту, истории, менталитету.

Натурализовать.

К сожалению, все отполировано и зализано до полного отсутствия любых кинематографических выпуклостей.

Идеальный вторичный продукт. Как хороший коврик из переработанных покрышек — на крыльцо положить — достаточно практичен, чтобы вытирать об него ноги, и одновременно, достаточно дешев, чтобы не уперли соседи.

Стиль сценариста Бачило вполне узнаваем: медленное, тягучее развертывание сюжета, которое, при случае, позволит выйти и на третий, и на четвертый сезоны.

Место действия — островок в Карелии, там вроде как вечная зима и живут сорок шесть (именно это число) людей.

Там изобразили три локации: коттеджный поселок (с претензией на современную архитектуру), старый лепрозорий (образ разрушенного цеха или лаборатории) и рудник (лотки промывочные, подобие спускной клети).

Живут люди там, потому что не умирают. Некая мистическая сущность — Лапси — заживляет раны и не даёт стариться. Попытаешься уйти с острова — плохо будет. Живи... Если кого попытаешься убить, спустят в шахту — потеряешь разум, станешь "морлоком". Тупым существом, выполняющим команды. Там десятка полтора таких ходит.

Имеется устоявшаяся община, где люди и столетиями задерживаются.

Есть "барон" во главе, есть "ротмистр", несколько типичных образов — писатель там, старец. Прикочевал в сценарий из других текстов обязательный немец-фашист, который тут с войны.

Изъян сериала не в том, что практически все это я где-то читал или видел — это ведь моя проблема — а в том, что не ложатся все эти знаковые фишечки в одну картину:

— вместо поминания бога — любого стандартного присловья типа "слава богу" — все говорят "слава Лапси".  Как в домашней обстановке, так и на сходе. Причем на сходе — совершенно без огонька. Тупо и уныло. Я не буду проводить ну никаких аналогий с реальными лозунгами, но давайте подумаем: на острове собрались люди самых разных культур, кто-то наверняка считает себя христианином, атеистом или просто гордецом. Такие не захотят говорить слов-полумолитв. Даже если сделать скидку на длительность пребывания и непрерывные воскрешения — подобная замена это верх искусственности. Авторы пытаются показать, что все устали от своего бессмертия, все на острове осточертели друг другу, но ничего кроме вялого произношения "Слава КПСС" им в голову не приходит...

— как оповещение — рельс. Все так и говорят — ударить в рельсу, работа от рельсы до рельсы... Тревога, опять-таки, подаётся ударами в рельсу.

Нет, я понимаю, что надо было придать поселку какие-то черты ХХ-го века, да еще с намеком на лагерь. Мг. Но если вертолетом привозят модные вещи, то систему оповещения тоже ведь могли привезти. Внешнюю. Громкоговорящую. "Продавец отдела такого-то срочно подойдите в подсобку, получите люлей от старшего менеджера..." — в условиях острова "Эй, Тесак где? Пусть в контору подойдет..."  Если по какой-то причине громких слов произносить нельзя — то проводные телефоны к вашим услугам. Рации, на крайний случай.

— всевозможные дизайнерские штучки есть — а телевизора, видео, компьютеров — нет (хотя диктофоны есть). Просмотр свежих новостей с большой земли, получение сериалов, еще каких видов искусства. А то получается, архитектура современная, одежда тоже не вчерашняя, даже лампочки вроде как модные, а с фильмами — беда. Не верю. Даже если бы им не продавали (хотя писатель торгует своими текстами, контрабанда процветает), то намастырили бы, сделали бы радио.

Я молчу про золото, которое "типа моют" местные — они должны были за пару лет перерыть островок, выработать жилу.  Про горные породы тут полный бред — золото должно буквально расти в земле, чтобы его можно было так добывать. Или — менялась бы география острова, не было бы старых построек.

Два самых слабых, картонных персонажа — это ребенок, живущий на острове, и большой начальник из министерства. Начальник целиком состоит из штампов, а ребенок — его просто не потянули.

Общую атмосферу жути — кроме, может быть, второй серии — тоже не тянут (уже доступно семь). Не страшно самому, нет переживаний за персонажей.

Но слабые стороны не подавляют сериал на сто процентов, есть и добротные моменты:

— историческая многослойность острова. Не скажу, что выполнено идеально, но сделано. Было время просто жизни, было время превращения острова в лабораторию, сейчас вот лёгкий период;

— любовно-романтические отношения в сюжете. Опять-таки, не идеал, а местами слабо по исполнению, но схема нарисована, она работает, так что нормально;

— часть актеров. Барон, главные герои, механик — адекватны;

— подвод к теме, что остров совсем не тайна для внешнего мира, налажены контакты, с феноменом работают;

— под сериал выделен хоть какой-то бюджет. Не слишком щедрый, но хватает на локации, на съемки в разные времена года, на полдюжины вменяемых актёров;

— симпатичная заставка.

В остальном — продукт так себе. Либо надо было вставлять что-то принципиально новое, либо тоньше работать с набором фишечек. С удовольствием бы смотрел его лишь в салоне междугороднего автобуса.