«Двойник/ По ту сторону» — «Counterpart»

Когда берутся за тему параллельных миров, основной ударной силой всегда будет эффект узнавания.
Во всех формах — от ленивого "почти тоже самое", до удивленного "и что, так тоже можно?"
У зрителя две картинки должны совместиться в сознании.
Задача тут не столько в указании стандартных ориентиров, известных исторических отсылок, сколько в поиске новых ракурсов, новых срезов, которые создадут оригинальный путь — от полного непонимания к "мгновенной вспышке натития".
"Counterpart" достигает этого, работая на трёх уровнях:

— личность.
Дуальный протагонист задуман и воплощен по первому разряду.
Одно лицо — но две судьбы. Принц и нищий были мальчишками, у них за душой было то, чему научили их старшие, однако багажа собственных переживаний практически не имелось. Судьба ещё была впереди. Тут — два пожилых человека. Громадное сходство, но совершенно разная манера поведения — причем каждого из "близнецов" опознаешь со второй-третьей секунды. У них множество жизненных развилок за спиной.
Каждый раз это ставит перед зрителем вопросы — что выберешь?
Власть или спокойствие, силу или совесть, предусмотрительность или доверие?
Тут нет однозначных выводов.
Каждый из двойников, присматриваясь к отражению, пытается взять из жизни своего "близнеца" лучшие или просто самые необходимые черты. Но золотая середина временами кажется то гнилым компромиссом, то единственным спасением. Как в жизни.
Надо сказать, что такой глубины раскрытия образа при "работе с альтер-эго" — я на экране до сих пор не видел.
Как "обыкновенно" делают? Просто маркируют человека из другого мира/времени явными отличиями - глаза нет, седой и старый, совсем другая прическа, другая одежда. Равно как ничем не маркируют, совершенно, и двойник легко замещает собой оригинал. Нет, примеры удачных воплощений есть. Тот же сериал "Грань" чего только не пробовал, и актер, изображавший пожилого профессора, достаточно хорошо все изображал. Есть даже рас-троения, вроде "Ширли-Мырли". Но здесь сочетается центральная роль в целом сезоне, большое мастерство актера и хороший сценарий - расписанный именно под сюжет параллельных миров.
Остальные двойники расставлены как бы по нисходящей. Там, где ставка сделана на психологизм — роль жены главного героя — нет встречи с "другим я". А где играет роль действие, жестокость и эротизм — у киллерши — в дело идут сравнительно предсказуемые сюжетные ходы.
Особо отмечу — получились разговоры с двойниками своих близких. Другой взгляд на привычного человека, на собственную жизнь.

— малое сообщество.
Переходной ступенью выступает семейная группа, которую сложно даже назвать "шведской" — некая барышня перебежала в другой мир, и теперь живет с другой собой и общим их мужем. Есть еще сообщества по интересам в конторах, школьные классы, дипломатические круги.
И тут почти в каждой группе, которая хоть что-то знает о другом мире, возникает чувство тревожности. Там такие же умные и способные или просто хитрые люди, как мы. Можно работать, сотрудничать — только вот что они выдумают. И будем ли мы достаточно коварны?
Возникает острая необходимость либо в незнании о других-я, либо в общении с какими-то посторонними (не-двойниками) людьми. Всё это накладывается на тайну (знание о другом мире доступно ничтожному меньшинству чиновников и спецов) и на явное желание части персонажей перебраться "на ту сторону" (хорошо показано, что для разных людей это могут быть противоположные стороны и самые причудливые мотивы). Получается дивный аромат шизофрении - когда малые сообщества используют свойство "почти идентичности миров", но изо всех сил желают устранить тождество в личном факторе.
Проблем восприятия себя - как бы транслируется на коллективы.

— государство.
Показан возврат не просто к игре разведок, но к затяжной, предельно долгой её форме, которая ярче всего фиксировалась в Холодную войну. Воспитать детей, чтобы заместить двойников в другом мире — это задача на десятилетия, причем с весьма незначительными шансами. Но этот метод начинают использовать. Выход на чисто террористические формы воздействия - и эти формы тоже получают санкцию (или молчаливое согласие).
Но главное — для государства возникает принципиальный вопрос — что делать? Есть другой мир, есть игольное ушко между — и завтра всё может измениться. Память об эпохе великих географических открытий - она такая: медведей теперь два, но берлога воспринимается как общая. И двум косолапым там не ужиться. Плюс - эпидемия в одном из миров нанесла ущерб побольше серьезной войны. Миры различаются по уровню технического прогресса — в одном еще компьютеры с дисплеями-кинескопами и немного смартфонов, в другом — техника прямо колосится (декорации, интерьеры, костюмы — выдержана стилистика, все подано великолепно). Показана фотография горящих небоскрёбов из 11 сентября — чтобы различать миры. И я так наивно подозреваю, что оба мира — не наши (так лучше для сценария 3-4-5 го сезонов). Технически отставший - с мониторами кинескопного типа в конторе, приземистой архитектурой и сравнительно редкими мобильниками - не дотягивает, имхо, до современности.
Вообще шпионские игры в берлинских декорациях создают довольно странное впечатление: будто город скучает по прошлому, когда он был точкой схождения интересов и приложения сил. Теперь же его удел — сытая скука, а в в будущем смутно угадываются совсем другие сложности, о которых немцах совсем не хочется думать. Параллельные миры стали лучшим допущением, чтобы вспомнить былое.

Критически важно для сюжета было подобрать период между точкой расхождения миров и временем основных событий.
Слишком мало времени — и у героев еще не накопились бы различия, государственные машины просто не осознали бы, как им работать с собственными двойниками.
Слишком много — и далеко разошлись бы судьбы, количество двойников сократилось бы, исчез момент интимности в узнавании самого себя.
Тут всё подобрали идеально — предпосылки для конструирования перипетий выдуманы на "отлично".
Завязка истории, пока фактор неизвестности еще скрывает большую часть нестыковок — работает на 146%
Но по развитию сюжета — увы, не все хорошо.
Первый сезон как бы подготавливает зрителя к большому противостоянию миров, много чего рассказывает. Надо было аккуратно выходить на второй — и с этим-то выходом не очень справились. То есть сохранили целый ряд интриг, однако же локальные развязки — кажутся натянутыми. Будто перед сценаристами выложили список персонажей, которых надо оставить в живых, но сделали это не в самом начале, а недели за полторы до сдачи сценария в дело.
Кроме того, система интриг остаётся слишком рыхлой - кто, кому, зачем? Политическая система в обоих мира, статус контор (пока только показано, что их полиция слушается), наконец, вопрос - сколько на самом деле "проколов"?
И да, там недостает рассуждений в моем стиле — что могут дать друг другу эти миры (кроме статистики), какие будут формы торговли и т.п.

Итого: очень сильная вещь с своём классе. Практически обязательна к просмотру всем увлекающимся фантастикой, и уж тем более, любителя темы альтернативных/параллельных миров. Да, много сюжетных недостатков - но есть совершенно замечательный подъем уровня раскрытия проблемы. "Ложная слепота" в литературном смысле тоже не очень, но ведь если увлекаетесь космической фантастикой - то читать придётся.
Финальные маловероятные и мелодраматичные фокусы — снижают качество до "9.5", или даже "9" — но из "10" возможных.
Ну как чем торговать? Более продвинутые будут получать реальные ништяки за зеркала, бусы и кружевные трусы. "Продай восемнадцать почек и получи Айфон XXVII"
Извиняюсь но История полная лажа, рас уж кто попало бродит туда-сюда какие могут быть секреты? Неужели нельзя купить айфон и разобраться что к чему, координаты месторождений нефти и той же оперы. Совсем идиотами надо быть чтобы минимально не проверять чей двойник входит и сопстовлять с тем чем оригинал заниматся. Какой смысл в посольствах? Неужели нельзя заблокировать портал и вести общение на уровне интерфейса? В общем как обычно высосанная из пальца мелодрама.