beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

"Террор"

1511295016_the-556546757

Хорошее раскрытие темы на основе мощной традиции.

Полярные экспедиции, храбрые путешественники, вообще герои-первопроходцы - сейчас несколько вышли из моды.
Землю мы обшарили, получаем картинки с орбиты в режиме реального времени, так что новый рекорд - облететь планету на воздушном шаре в форме коржика - будет скорее юмористическим. Пройдет по статье "рекорды для книги Гиннесса".
Но двести лет назад - на географические открытия ещё надеялись. Их ждали. Одновременно "форварды цивилизации" перестали быть на 146% авантюристами и процентов на восемьдесят - проходимцами. Подготовка, планирование, расчет - хотя риск и многочисленные жертвы.
За длинный 19-й век процесс первооткрывания окончательно перешел от "экономически обоснованных поисков" к чистой гонке престижа. Воткнуть флагшток на Южном плюсе - отличный пиар. И пустопорожнее вложение капитала.
То, что описано в книге и показано в сериале - середина на половину. Очередные экспедиции на север - собираются во многом ради престижа. Потому что лондонское общество желает видеть героев, а какие-то люди желают примерить на себя маску победителя. Но экономическое обоснование (сэкономить деньги на рытье Панамского канала :) вполне присутствует. Оно всё более эфемерно - если Северо-западный проход и существует, то все равно бесполезен из-за постоянных льдов - но экономический базис под сомнение еще не ставится.
Романтика открытия севера - вполне существовала, и десятки авторов работали над темой.
Стало быть, если взять старый материал, и посмотреть на него вооруженным взглядом (ужастики, шаманизм, гомосексуализм, особенности психических травм и неврозов, типичные ошибки и просчеты командования) - получится вполне живая и современная вещь.

Что и было сделано.

Экранизация хороша, близка к оригиналу, причем сценаристы устранили часть сложностей оригинала.
В книге прописаны десятки персонажей - и в сериале подобрали отличный актерский состав. Большая колода карт выходит по порядку, и каждая картинка на бумаге - исправно играет свою роль. Трансформации персонажей налицо, то есть показан именно роман.
Персонажи запоминаются (а многие и помнятся - приятно видеть "Цезаря" и "Брута" за одним столом :).
Автор описал, и в фильме это сказали открытым текстом, что львиная доля экипажа - это были люди с жаждой смерти в сердце, или в жизненных тупиках. Жизнелюбов там немного.
При постановке не требовалось эпических битв и осад крепостей.
Фактически речь шла о внутренностях корабля середины 19-го века - но её надо было показать живо, интересно, по возможности детально и выпукло. Я не смотрел в титрах, кто был консультантом и специалистом по интерьерам, но люди свою работу сделали.
Были еще съемки на природе (в одном месте уж слишком явное подозрение на съемки в павильоне и дорисовку перспективы ледовых торосов), но что-то не всех у героев шел изо рта пар. Даже когда веки мгновенно примерзали к латунному окуляру подзорной трубы.:lol: То есть проблему визуального не-замыкания действия в отсеках корабля - решили на 5+, но съемки во льдах требовали более основательного подхода.
Были еще внутренности театра, кабинеты и т.п. - сюжетные линии, которые показывали прошлое персонажей и настоящее их жен - обычная викторианская обстановка.
Сам по себе сюжет книги - имеет серьезную асимметрию. История про гибель экспедиции рассказана превосходно. Но превращение рационального европейца в местного шамана - сведено к буквально конспекту. Я понимаю, отчего леди Молчание не болтала, как дон Хуан, только ведь принятие другой веры, языка, образа мыслей и цели в жизни - требует отдельного повествования. Фактически, второго тома.
В экранизации это решили двояко:
- эскимоска говорила, и контакт одного из лидеров экспедиции с ней был сюжетно вполне замотивирован;
- процесса превращения в шамана не показали просто потому что угрохали в итоге злого духа в образе медведя, которого заклинала эскимоска, добили. Такой шаман нам не нужен :)
Имхо, самый слабый момент книги - подражание "Маске красной смерти" во время карнавала, причём с непременным явлением злого духа - аккуратно изменили, убрали акценты.
Удачно получился сам злой дух - как чисто визуально, так и нагнетанием саспенса при его явлении. Как фильм-ужасов - сериал соберет свою аудиторию. Охота "медведя" на людей - мощно.
Видна избыточность и неэргономичность европейской техники по сравнению с инженерными решениями эскимосов. В книге об этом говорится отдельно и особо, в самых разных аспектах. В фильме показали теплый иглу, и зверское зрелище тяжелого ботика, который тащат на салазках слабеющие от недоедания люди.

Итого: перед нами отличный образец работы кинематографической машины. Удачный роман, который буквально через несколько лет экранизируется с хорошим актерским составом, довольно щедрым бюджетом и очевидным старанием, стремлением всё сделать хорошо (пар изо рта, увы, не потянули... Это задание для мастеров спецэффектов на следующие постановки).
В старую тематику удалось вдохнуть немного новой жизни - аккуратно показав, что за героизмом стоит не только высокое стремление к познанию, но и обычная глупость, тщеславие, а временами и элементарное незнание. "Аккуратно" - значит без поливания грязью или "срывания покровов". Есть проблемы - они вот такие. Пусть в этот раз люди погибли, но была в них отвага и честь, пусть и не у всех. Какие-то из них преодолевали себя, какие-то - ломались. Так бывает.
Как экранизация - практически 9,5 (как говорится, экранизируйте лучше, быстрее, дешевле - вот пример).
Как самостоятельный сериал - где-то 8 (середина местами затянута).
Tags: кинорецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments