"До свидания там, наверху..."

kinogo.cc
Ещё один фильм о смерти Франции в Первую мировую.
"Долгая помолвка" - сохраняла в себе надежду.
Тут - вообще нет надежды. "Уже поздно, уже поздно, уже слишком поздно" (с).

Развернутую рецензию тут давать не хочется, потому как и типажи, и обстановка, и даже рисунки с масками, которые в фильме называют гениальными - все носят на себе печать упадка, неприязни, нарочитого раскрытия черт эпохи, отчасти дешевизны постановки. Возможно, это не дешевизна, а тщательно воссозданная второсортность некоторых предметов и помещений.
Сюжет местами слащав, местами откровенно недостоверен, местами уж слишком явно отсылает к современным реалиям, но в политкорректной форме (чтобы хоронить солдатские трупы предприимчивый французский делец нанимает вьетнамцев, и под непонятный говор, десятки тысяч костей небрежно ссыпаются в деревянные гробы).
Единственное, что делает фильм узнаваемым - серость прошлой эпохи тут удивительно гармонирует с безнадёгой сюжета.
Всё живое и романтическое умерло на линии фронта. Слишком дорогая цена заплачена за победу - потому что творение теперь поглощено прибылью и подлостью.
Прекрасная эпоха запуталась в колючей проволоке, а остатков былой жизненной силы совершенно недостает.

В этом антивоенном посыле смешались правда и откровенные преувеличения. Правда в том, что общество действительно устало после войны, надломилось  (что покажет себя через двадцать лет). Но разве не родился стиль арт-деко? Разве не достало сил на рождение экзистенциализма? А кино? А мода?
Тут различие несколько тоньше и совсем не уверен, что таким его хотели показать создатели фильма. Или что оно соответствует моему представлению.
Франция до того почти двести лет уверено занимала место "капиталистической державы №2". По сумме позиций. Да, бывали и поражения. Не вышло победить Британию. Отхватили люлей от Германии. Но по сумме захваченных колоний - второе место. Париж - может, и не такой богатый, как Лондон, но изящный и утонченный. Столица моды.
К 1914-му и Германия, и США ставят под вопрос позицию Франции. Однако в связке с британцами - первенство можно удерживать. Сидеть на краешке пьедестала.
И вот - мясорубка, которая в итоге не привела к победам, что могли бы окупить все смерти.
Достижения ещё будут, но только "второго сорта". Не "всемирно-исторического значения".
Эта наступающая провинциальность - вкупе с переменой цвета времени - душит главного героя.
Для настоящего памятника павшим содатам надо создать скульптуру роденовского уровня. Только неприятность - Роден умер. А герой - не тянет. Да и комиссию может пройти только штатная безвкусица.

И так во всём...

 
Странно, что Францию так сломала ПМВ, а не наполеоновские войны.
До наполеоновский войн - Франция сто лет боролась за место №1. По факту была №2, но претендовала и воевала.

После - только №2. С Британией больше фундаментальных разногласий не было. Подчинились.
А в 1830 (через 15 лет после наполеоновских войн) - начали захват Алжира.
Разве не достало сил
Арт-деко - типичный упадок (доминирование формы + избыточность + заимствование откуда только можно, ср.постмодернизм), а экзистенциализм - это же просто мертвечина.

А за наводку большое спасибо.

Edited at 2018-05-02 08:26 pm (UTC)
Пэ эс. "Жизнь и больше ничего" 1989 года с Нуаре. Очень сильно, о том же. Вдруг не видели.