"Хронолиты" Роберт Чарльз Уилсон

Не было бы счастья, но тут нам подкинули порося...
Да не очень-то оно состоялось, это счастье.
Хронолиты.jpg

Если страна, где вы живете, уже не первое десятилетие медленно погружается в трясину экономического кризиса, отсутствия смысла и давлеющего над всем "прогноза будущего" (который не столько научный, сколько пропагадистский трюк) - вы точно сможете ощутить атмосферу "Хронолитов".
Автор не очень скрываясь, пытается показать кризис западного мира: экономика летит в трубу, дети отправляют не в крестовый поход, но в "хадж", люди готовы предавать идеалы своего общества, причем гласно и открыто, а государство не очень понимает, что делать. По привычке всё засекречивается, нанимаются толпы агентов, идут постоянные попытки переломить ситуацию "средствами 19-го века" - создать армию побольше. Медленно распадается инфраструктура: в молодости герой мог слетать через океан, а в зрелом возрасте приходиться ему спекулировать электроникой. Телефонная связь всё хуже, медицина всё недоступнее, новых спутников не запускают.
Это - первая линза.
Вторая - жизнь обычного человека, который всего лишь один из маленьких винтиков в сложной машине судьбы.
Вот он с семьей на отдыхе, сам пропадает на несколько дней и заболевает дочь (мелодраматическая инфекция уха, после которой юные барышни уже не слышат). Развод. Проходят годы - и уже при равнодушии бывшей жены он вытаскивает дочь из палаточного лагеря, в котором недавние хиппи учатся быть религиозными фанатиками. Смерть отца, второй брак, воспоминания о сумасшествии матери и прочее, и прочее.
Автор не слишком затрудняет себя выдумкой какой-то заковыристой судьбы. "Тяжелая женская доля" - то есть на американские деньги "проблемная жизнь белого человека из среднего класса". Стандартное описание. Иногда плоховато с жильем, иногда задолженность надо много лет гасить, иногда странности с поиском работы.
И, наконец "фантдопущение". На Земле начали периодически появляться громадные памятники, с датами из будущего. Прославляется один и тот же человек, который завоюет очередную местность/страну/город. При появлении памятников - фактически эффект ядерного взрыва, просто немного с другой механикой.
Собственно сюжет - это борьба фатализма со свободой выбора.
Кто-то принимает памятники, как данность, пытается заранее встроиться в будущую систему власти (хотя "победитель" так и не объявится).
Кто-то пытается представить их как что-то локальное, а будущего завоевателя мира - не как сверхчеловека, но просто как очередного Гитлера. Злодея, которого можно победить.
И тут у автора начинаются сложности.
Дело происходит в среднесрочном будущем. Пусть затормозится прогресс. Но наработки по манипуляции сознанием и тотальной пропаганде - они ведь никуда не денутся. Ну появляются у вас громадные памятники, ну сопровождается всё это локальными катастрофами. И? Любое правительство учится говорит своей стране: "Дорогая, это не то, что ты думаешь". То есть версия "в будущем мелкая группировка украла технологию, и теперь тупо засылает в прошлое агитацию о самой себе". - должна быть чуть ли не основной. К проблеме будут учить относиться с "неподвижной верхней губой". В рядах "медноголовых" не должно быть продыху от двойных агентов и провокаторов.
Наконец, появление реальных артефактов из будущего — сильно сплотит общество. Любой прогноз обладает не только эффектом самореализации, но и самозапрещения. Представим, что видео с пьяным Ельцином, который пытался дирижировать оркестром в день окончания вывода группировки войск из Германии, и даже больше, целиком суточная программа передач того дня — транслируется на всех экранах Союза за двадцать три года до момента "Х". Или это будет видео с Шамилем Басаевым и захватом роддома. Дело даже не в печальной судьбе некоторых исторических персонажей. Просто миллионы людей поймут, что для них все плохо закончится. И попытаются что-то сделать...
Автор ничего из этого не показал, ограничился паранойей правительства.
Я бы сказал, что он спрятался за глубиной экономического кризиса и рваным темпом повествования.
Вторая проблема - подача научных концепций. Максимально общо, поверхностно. Это позволяет свести собственно научные развилки в сюжете к минимуму, оставить решающими детективно-обыденные коллизии. Но как? У вас точно будет технология "отправления посылок" во времени. Автор недвусмысленно показывает, что её можно разработать. Не только американцы будут заниматься проблемой. Другие страны попытаются сделать свой Арзамас-16. И? Как изменился мир в дни старости главного героя? А ведь в этом мире появилось еще одно измерение...
У автора же неплохо получается показать лишь индивидуальные колебания героя - что из окружающего считать знаками судьбы, а что простыми совпадениями. Мир вокруг постепенно сходит с ума. "Научные сенсации" из дешевых газеток, Х-файлы и новости от Мердока -  постепенно обретают фанатичную плоть. Как чувствовать это?

Итого: неплохо написанная, однако же проходная вещица, которых очень много на громадном англоязычном рынке фантастики. Ближайшая аналогия - "Бразилья".