Когда читаешь биографию Сальери...

...как ни странно, понимаешь всё величие Пушкина.
Из ядовитой сплетни, которая родилась в пелёнках становления немецкой нации, из противопоставления итальянца и немца - он сделал универсальную трагедию страданий таланта от встречи с гением.

А так Вики сообщает о его педагогической деятельности: "Антонио Сальери был выдающимся музыкальным педагогом, одним из лучших в Европе; преподавал вокальную композицию, пение — сольное и хоровое, чтение партитур, в чём не знал себе равных, и теорию музыки. Долгое время Сальери работал в паре с И. Г. Альбрехтсбергером, лучшим в Вене знатоком контрапункта; после его смерти в 1809 году и контрапункту учил сам. Он воспитал более 60 композиторов и вокалистов, при этом небогатым, но талантливым музыкантам давал уроки бесплатно, как бы возвращая долг своему благодетелю Гассману.
Юный Бетховен поклонялся Моцарту и Й. Гайдну, но первый не был педагогом по призванию, у второго он некоторое время учился, однако быстро разочаровался. Настоящего учителя Бетховен нашёл в Сальери, которому посвятил три скрипичные Сонаты, опубликованные в Вене в 1799 году. Новый наставник, к которому Бетховен пришёл учиться итальянской вокальной технике, не только передал ему свои знания, но и обратил в свою веру, привлёк внимание к тому направлению, которое развивалось параллельно «венской классике»: от Глюка — к его итальянскому последователю Луиджи Керубини и к самому Сальери. Бетховен и в зрелые годы высоко ценил как Глюка, так и Керубини; последнего в 1818 году назвал величайшим из современных композиторов. Отношения учителя и ученика продолжались и после собственно обучения, — так, в 1806 году Сальери помогал уже зрелому и знаменитому, но не искушённому в оперном жанре Бетховену дорабатывать «Фиделио»; в области вокального письма Сальери консультировал Бетховена, по-видимому, вплоть до 1809 года, — во всяком случае, Игнац Мошелес, с 1808 года обучавшийся у Сальери композиции, впоследствии вспоминал, что видел в доме наставника «лист бумаги, на котором огромными бетховенскими буквами было написано „Ученик Бетховен был здесь!“».
Учеником Сальери был и Франц Шуберт, чей талант опытный педагог разглядел, когда тот ещё мальчиком пел в Придворной капелле, и взял его к себе на бесплатное обучение. Учениками Сальери были композиторы нескольких поколений: Ференц Лист, обучавшийся, как и Шуберт, бесплатно, Джакомо Мейербер, Ян Непомук Гуммель, популярные в то время оперные композиторы Йозеф Вайгль, Петер фон Винтер, Карл Блум, Игнац Умлауф и особенно высоко ценимый Гайдном и Моцартом Йозеф Эйблер; Игнац Мошелес и Игнац Мозель, ставший и первым биографом своего учителя. Учениками Сальери были и учившиеся прежде у Бетховена Карл Черни и Фердинанд Рис; будущий учитель Антона Брукнера Симон Зехтер и многие-многие другие. Ему Констанция Моцарт отдала на обучение своего сына Франца Ксавера Вольфганга. Искусству пения у Сальери учились многие выдающиеся вокалисты того времени, в том числе Катарина Кавальери, первая Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта, Анна Мильдер-Хауптман, первая Леонора в бетховенском «Фиделио», и Каролина Унгер, ставшая первой исполнительницей альтовой партии в Девятой симфонии Бетховена. Его ученицами были и две дочери Гассмана, ставшие певицами, — заботу о них Сальери взял на себя после смерти учителя."

Цитируя Лазарчука: "Такое не прощается никому".
Так что это одна из проклятых баек, которые рождались и будут рождаться в истории культуры. Что Шекспир - не писатель, что Шолохов - не автор "Тихого Дона", что... Хороший автор, конечно, может сделать из них детективно-криптоисторическую версию, и как фантастический образ - она займет своё место (как "Амадеус", "Аноним" и прочие произведения).

Так в Амадее как раз эта байка с отравлением и развенчана, насколько я помню. С тогдашним уровнем медицины даже травить не нужно было, сами здорово мерли от кровопускания и лечения мышьяком...
Слава Богу, что хоть в наше время никому не надо доказывать невиновность Сальери.
БАЙКИ ЖИВЫ!!! =)
ЦИТАТА: "Так что это одна из проклятых баек, которые рождались и будут рождаться в истории культуры. "
................
О, даа!
Байки в культуре и в искусстве изобретали, изобретают и будут изобретать.
Даже сегодня уже бытует байка, что песни для В. Цоя писали в... ЦРУ!!!
https://www.youtube.com/watch?v=dNZpYptlKWU