Медное Солнце

Трагедии отступления цивилизации - одинаковы и непохожи друг на друга, как люди.
Постер медное солнце
Вот когда британцы снимают подобное про своё прошлое, у них получается очередной король Артур. Герой-носитель-закона-который-еще-справедливость. Арьергардный бой - всегда победный, как бы то ни было на самом деле. Потому как государство же восстановится. Когда закон отслаивается от справедливости, вынимают Робин Гуда.
Когда запад вообще снимает подобное о своем будущем - получается фильм-катастрофа. "Иерихон", "Войны света", "Послезавтра", "Безумный Макс" - плохо всем, как вариант, всем в Америке (которая ассоциируется у потребителя со всем миром).
Но когда цивилизация съеживается, отдавая провинцию в руки варварам - центр все также сверкает огнями и даже расцветает ночной рекламой.
Жуткое ощущение несправедливости в том, что какая-то территория бросается - туда приходят вполне средневековые фанатики, местные начальнички мгновенно меняют окрас, а часть населения (которое в Англии или Франции назвали бы романским) становится законной добычей. И единственная надежда иного обывателя - успеть с отходящими колоннами или юркнуть за линию новой границы. Потому что суд, закон, тюрьма - это все исчезает вместе с государством. Можно опираться на дружбу, на многолетние знакомства, но чего они будут стоить, если твой дом можно ограбить совершенно безнаказанно? И если ты лицом отличаешься от местных, то всегда найдутся те, кто решит "романское население" быстренько извести.
Бывает, что уход цивилизации не полный, как из Чечни, а частичный - сохраняются гарнизоны, кто-то держит границу, кто-то выбивает самых отмороженных бандитов. Обывателям при этом тоже приходится бежать, но только их не перехватывают блок-посты на дорогах, не отправляются они на рабские рынки. Потому шахматная доска, на которой будет разыгран сюжет - это вполне понятный крах, который наступил в Таджикистане с гражданской войной, тотальной резней и беззаконием.

Один их арьергардных боев - понять в чем дело, решиться и дотащить своих до гарнизона.
Каждая из трех составляющих важна, и хорошо раскрыта в фильме.
При распаде "старого порядка" никто ведь не объявляет "началась война". Силы хаоса до последнего будут пользоваться старыми возможностями. Причем частенько люди, которые до того полжизни строили коровники, а потом взяли за автоматы - и знать не будут, кем они станут через полгода. Истлевает сама ткань цивилизации. Множество дел, которые были важны и год, и десять лет назад - уже всё.
Еще человека очень держат на месте старые дела. Семья. Мелкие долги. Старые интрижки. Причем годами копившиеся проблемы предсказуемо вылазят именно в миг расставания - как систему отопления рвет в самые страшные морозы. Люди делятся пока не на своих и чужих, но на тех и этих - со страшным скрипом. Потому легче оказывается уезжать не в одиночку, и даже не семьей, но целым автобусом.
Наконец, дойти до своих - очень часто оказывается равно "пробиться к своим". Потому как все, кто хочет власти, нуждаются в оружии, в деньгах, в помещениях, а еще в заложниках.
"О чем снято" - самая сильная составляющая фильма.

Еще это отличная роль Машкова - герой, это его профиль. Показал себя Шевченков - водитель автобуса. Очень сильная роль "местного милиционера славянской наружности" - и то, как человек сопротивляется хаосу, и то, как он готов прогнуться под хаос. Актрисы тоже потянули - несколько разных характеров. Подобраны молодые парни из военного оркестра. Единственная провальная - имхо - роль, это военный предводитель боевиков. Позеленевшего местного начальника куда реалистичнее изобразили.

Почему провал с "душманом-моджахедом-талибом"? Над фильмом висят сюжетные стереотипы "голливудских боевиков". Довлеют. Обязательно герой, по форме праздничный и нуарный по содержанию, финальная перестрелка, размен вторичных персонажей, недолгое торжество злодея - блин, именно эта схема уже надоела хуже горькой редьки. Я понимаю, что создатели спорили с "Девятой ротой" - и параллели приходилось проводить очень явно. Возможно, чтобы показать начало гражданской войны в Таджикистане, потребуется все десять серий - и пока не очень-то и снимешь этот сюжет...
Причины краха не показали. Просто всё исчезает. Истлевает. Как от урагана "Катрина", только без поваленных деревьев.

Итого. Тема серьезная и правильная - поднимать её надо. Фильм получился и посмотреть его стоит. Но это не "Тихий Дон", причин краха вам не расскажут.

П.С. Со стереотипом погибающих героев надо что-то делать...
>>цивилизация съеживается
>> легче оказывается уезжать не в одиночку, и даже не семьей, но целым автобусом


цивилизация? Это чтобы на новом месте ... "ловить большую рыбу в мутной воде"(с) ?
Какую рыбку ? Вы не в курсе что происходило в Таджикистане в 90е ?
Вы смотрели обсуждаемый фильм?
Что ответил солдатик, когда его поддели "уедешь наверно теперь в землю обетованную?"