beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

«Исчезнувший мир» Том Светерлич

Давление кинематографа в пять блокбастеров на одну квадратную букву...
Очень кинематографический текст.
Всё буквально пересыщено разнообразными отсылками к уже существующей синема-традиции (героиня упоминает "Секретные материалы" и дюжину американских телепередач — а периодически и попадает 90-е) и рассчитано на потенциальную экранизацию. Описания, характер диалогов, мизансцены — все буквально кричит: "тащите меня на экран".
Нет, я все понимаю, иногда текст романа существует лишь как первая ступень разгонного блока, где вместо орбиты — хорошие сборы в кинотеатрах.
Но тут если не перебор, то близкое к этому состояние.

Итак, есть у США возможность пользоваться машиной времени и пространства. Садишься в самолетик (непростой), летишь на Луну, а там уже корабли в ряд выстроились, с ядрёно-квантовыми двигателями. Долетаешь до ближайшей червоточины, там разворот — и ты уже в будущем. Там поболтаешь, узнаешь, чего надо — и назад. Плюс полгода возраста для современников.
Будущее стирается, это теперь всего лишь вероятностная ветвь.
Кораблик может и в другую галактику слетать.
И не спрашивайте меня, как это отражается на геополитическом балансе планеты, откуда все это у США и т.п. "Секретные материалы"
Возникают две взаимосвязанные проблемы.
С одной стороны в будущем есть какая-то катастрофа, которая все ближе — то была через тысячу лет, то вот через пятьдесят будет. Больше всего эта катастрофа похожа на компьютерную игрушку Death Stranding — вот этот ролик.

С другой стороны — кто-то шинкует офицеров той службы, которая в США занимается полетами. Классическая тема маньяков и передающегося по цепочке безумия. Зачем-почему — героиня пытается выяснить, периодически летая в будущее — подсказки нужны.
Получается достаточно интересная вариация "Дня сурка". Героиня постоянно видит людей в разных временах и вероятностных линиях. Вот ей понравился мужчина, и вот она через двадцать лет, сама не изменившись в возрасте, спит с ним. Вот возврат — как бы новые карты на столе. С другой — она совершенно не всемогуща, проблем все больше.
Отыграны и параллельные миры.
Законы триллера автор выполняет исправно — место убийства, причина катастрофы, детская травма героини, злодеи и герои — все сходится в одной точке, в развязке. Идет постоянное нагнетание событий — новые смерти, разворачивается некий опаснейший заговор — и сам темп взвинчивания нервов подобран удачно. Тут самой прямой аналогией выступает фильм "Куб" и сериал "Кости".
Героиня уравновешенная (в психическом смысле), её образ раскрыт.
Контраст между космическими полётами и беготнёй по лесу с целью найти особое дерево ("Твин Пикс"!!!) — работает.

Но.
Развязка выглядит хоть и подготовленной, и даже играет роль скафандр, утерянный героиней в самом начале текста вместе с одной ногой — однако ничуть не логичной. Это классический хэппи-энд в конце длинного, темного, сужающегося коридора.
Нельзя было летать в другую галактику и контачить там инопланетянами. Не полетели в итоге, плюс осталась жива подруга детства героини.
Автор постоянно выжимает у зрителя слезу — вот героиня отправляется в будущее, видит там мать в хосписе, и та ругает её, что не показывалась двадцать лет. Ничем кроме эмоций для зрителя этот визит в хоспис не обоснован.
Наконец, тема заговора, хоть и достаточно логично раскрыта - экипаж законтачившего корабля не захотел умирать, чтобы отсечь путь к земле, но пытается разгромить саму службу, которая занимается полетами — но но ответа на вопрос "не полетит ли другой кораблик в том же направлении" так и не дано.
Итого: напряженный триллер в научно-фантастических декорациях, где от научной фантастики остались только декорации.
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments