beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Поместья и морлоки

"Мне понадобилось посетить несколько аристократических усадеб-музеев, чтобы понять, что Герберт Уэллс быт общества элоев и их друзей морлоков срисовывал оттуда с минимальными изменениями.
Сама архитектура усадьбы была выстроена так, чтобы чистая публика практически не соприкасалась с прислугой, и могла бы вовсе забыть о её существовании. Для передвижения прислуги строились отдельные маленькие коридорчики и лесенки; на господскую половину прислуга проникала через малозаметные двери, в то время когда господ в этой части дома не было. Кухню устраивали в подвале. На чистую половину готовые блюда поднимали в маленьком лифте и уже в сервировочной раскладывали по тарелкам.
Для хозяев и их гостей должно было создаваться впечатление, что дом сам каким-то образом поддерживает чистоту, сам меняет свечи в люстрах, скатерть-самобранка вовремя накрывает стол к обеду, за обедом незаметные тени за спиной сменяют блюда.
В идеале, можно было прожить в такой усадьбе всю жизнь ни разу не встретив никого из прислуги, кроме разве что дворецкого (ака мажордома).
Уэллс лишь незначительно гипертрофировал этот порядок вещей и получил свой мир с элоями и морлоками.
"

В элоях-морлоках главное ведь не видимое "отсутствие" морлоков.
Ну мало ли в каких сказках (или даже романах) дается образ дома, который сам за собой ухаживает, либо это делают домовые-призраки-механизмы-гномы-крысы-закабаленные люди. Архитектура - вторична.
Главное - смена ролей, которая совпадает со сменой времени суток. И не слишком рациональные формы страха.
"Горожане заснули - просыпается мафия!"
И это уже никакой гиперболой усадьбы самой по себе - то есть преувеличением - не добьешься.
Если уж перебрасывать мостик от одного образа к другому, то идет он - сюрприз - через рассуждение одного левого философа.
Тот описывал ситуацию, когда российские новобогачи строят себе громадные усадьбы-дворцы - по много тысяч квадратных метров - а потом там живут фактически одиночками, в постоянном психическом напряжении.
Почему?
Для обслуживания громадины - требуются слуги, причем их должно быть много. Но кто эти люди хозяину? А они имеют доступ к его унитазу, постели, завтраку. Не говоря про собаку и детей.
Среди них частенько образуется "мафия", они ведь друг с другом постоянно работают, общаются. Начаться все может с мелкой кражи...
И вот хозяин дворца там один, среди мрачных людей, которые ему ничего не должны. Как последний император Китая из одноименного фильма.
Чтобы поддерживать порядок, требуется "налаженная система внутризамкового стукачества" (Бушков).
За действиями лакеев-уборщиков-поваров должны постоянно следить внимательные глаза. Интересы надзирающего должны совпадать с хозяйскими.
Хозяин должен если не возглавлять социальную пирамиду прислуги, то хотя бы контролировать её.
Это требует работы, внимания, а иногда и сочувствия.
Иррациональный страх возникает, когда социальная машина замка вроде работает, но условный Вустер-Обломов - ленится её контролировать. Получается образ блондинки, которая и правила дорожного движения знает плохо, а в двигатель соваться - для неё вообще запредел. Причем коллегам-помещикам (часть которых такие же "блондинки") жаловаться моветон...
Остается сидеть и думать - плюнут в пятичасовой чаёк или не плюнут, наведут бандитов для ночного грабежа или не наведут...

/ оператор наведения - jim_garrison
/ первоисточник - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=648118528982999&id=100013545735659
Tags: Литература, размышлизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments