beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

"Завод"

Нуар, натянутый на глобус.
Постер Завод
Когда в запутанном социальном конфликте персонажи пытаются выяснять отношения языком американских фильмов "про крутых парней", - они не получат ответа, не поймут, зачем всё это было, и даже не смогут нормально спросить себя: "Кто виноват и что делать?"
Тут, как ни странно, для темы идеально подходит одна криминальная история, которая случалась в Днепропетровске.
Было это еще до конфликта.
Ряд идиотов, в том числе работавших в системе высшего образования, решили "поднять бабла". С этой целью устроили в городе парочку вполне себе терактов - взрывали урны. Была паника, требование денег, и кто-то кому-то отдал приказ: "Ты поймай их". Поймали. Судили. Стало ясно, то это не социальный конфликт, а медицинская ошибка, которую будет исправлять пенитенциарная система.
Большая часть вменяемой литературы о криминале содержит простое утверждение: раньше, чем совершено серьезное преступление, должна быть построена система по его сокрытию/погашению. Чтобы банда "на районе" могла делать что-то основательное - она должна иметь отличные отношения с кем-то из правоохранительных органов. Иначе вычислят и посадят очень быстро.

Похожая схема и в трудовых конфликтах.
Чтобы устраивать забастовку и участвовать как сторона в социальном конфликте - надо иметь предварительную поддержку хотя бы части трудового коллектива. Надо закорешиться с кем-то вовне завода. Хотя бы с журналистами. А лучше с такими же заводчанами на других предприятиях (это называется "солидарность"). Еще можно написать сколько-то слезниц во власть - мол, предприятие важное, надо что-то делать по его спасению. Моногород как социальная проблема и т.п. Иногда помогает.
Украсть владельца завода, а потом превращать это в социальный конфликт - оно плохо получается. Предварительно требуется как минимум создать образ Робин Гуда, а потом уже идти на серьезное дело вроде похищения шерифа.

Да, все эти ограничения снимаются в период смуты - тогда "раззудись плечо, размахнись рука".
Вменяемые люди это хорошо знают.
Поэтому сама идея фильма - отзыва в душе не находит.
И в персонажей таких не веришь.

Половина людей на умирающем заводе состоит в "преступных группах", которые торгуют металлоломом, ГСМ, заготовками, проводами и черт знает чем еще. "Тащи с завода каждый гвоздь, ты там хозяин, а не гость". И половина из них будет охать про развал предприятия. Даже если это моногород - у кого-то завязки на "большой земле", люди предпочитают не в бандиты идти, а в официанты. Оно надежнее.
Здесь же несколько мужиков, которые доверяют друг-другу достаточно, чтобы организовать похищение человека, не могут добыть денег другими способами.
Даже михалковские "Двенадцать" в этом смысле куда достовернее выстроены. Там люди в своих командах.

Если говорить о нуаре, то все не так бездарно.
Мрачность, осень, безнадега, грязь (не переходящая в говно), озлобившиеся и отчаявшиеся люди, отсутствие молодости и любви.
Вспышки света, резкие тени.
Неторопливое начало, потом взвинченный темп событий (не без простоев).
Подходящие типажи, грим и костюмы.
У половины актеров я игры не заметил - она там просто не нужна.
Стрельба. Один из немногих впечатляющих моментов - когда подбрасывают похитителям в цех сумку с халатом матери одного из них. Мол, мы про вас всё знаем.
Но что такое нуар сам по себе? Без развития персонажей (они тут не развиваются), без интересных социальных наблюдений (тут завод лишен особых примет).
Между типизацией и картонностью персонажа - очень тонкая грань. Фильм находится с неправильной стороны.

Итого: взята отличная тема, которая раскрыта негодными средствами, с упором на подражание.
Вот если бы показали реальную социальную структур такого завода, которая  не можете переварить решения о закрытии, на экране был бы иной фильм. Собирается несколько мастеров-начальников участков-прорабов-инженеров. Авторитетных на заводе товарищей. И понимают, что вот его и его хозяин на большой земле устроит на правильные места. А вот этого, и этого кинет. Он им просто чего-то обещал - и явно соврал. Про остальных вообще ничего не сказал. Это приводит к условному "перекрытию дороги" - акции без прямого бунта и физического насилия. Владельцу плевать, он просто говорит, что уже никому ничего не должен. Привозит-отвозит ликвидационную комиссию. Конфликт развивается. А вот процессе этого дела находятся умники, которые решают владельца прихватить-припугнуть. Так быстрее. Там и до выкупа недалеко.
Но это требовало другой работы над сценарием. Лучшей.

Tags: кинорецензии
Subscribe

  • Космос и океан

    Есть достаточно старая дискуссия - почему столько внимания космосу, ведь океан для современной цивилизации на 95% еще плохо изученная территория, и…

  • Мотив "обмануть Китай"

    Не знаю кем, как и кому сейчас на Украине даются гарантии, вешается лапша на уши или просто разъясняется линия партии, но там должен присутствовать…

  • Суборбитальный прыжок

    Миллиардер вложил деньги и прыгнул. Многие спорят - прогресс, не прогресс. Имхо, нужно просто подбирать правильные слова. Такие кораблики - лежат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments