beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Видок: император Парижа

Неплохо, но я надеялся на большее.
В первую очередь это - лубок. То есть имеется какая-то копоть, немного грязюки и хорошая цветокорреция - но сама история показана стерильной биографией сложного человека.
Жил был вор - здоровье железное и ум быстрый. Но удача так себе - его сажали. Бежал. Снова сажали. Снова...
Надоело.
Поначалу думал жить каким-то побочным промыслом, но лучше всего оказалось - ловить бывших своих коллег по опасному бизнесу. И подвизался он в роли честного Ваньки-Каина. Получил патент от начальства, собрал собственную шайку, то есть "силовую структуру" - и давай зарабатывать очки.
Дальше все укладывается в несколько простейших схем.
Он - и высокий покровитель (сотрудничество).
Он - и придворная дама со смутным происхождением (платоническая романтика).
Он - и женщина из простых (семья).
Он - и уголовник старой формации (вражда).
Выход на кульминационную схватку.

Эффектно поставлены батальные сцены - перестрелки и поножовщина на лестницах, в подвалах и на улицах. Показано, что при дульнозарядных пистолетах сабля своего значения не утратила (гусарят по полной). Насколько они достоверны - пусть судят специалисты :)
Кассель - адекватен в роли сильного и умного человека. В сравнении с фильмом 2001-го - тут другой образ.
Есть намеки на тогдашнюю ситуацию в обществе: Франция после Наполеоновских войн, куча бывших военных, куча ряженных во власти.

Но проблема фильма в том, что ожидаешь чуть большей глубины характеров, чуть более сложного отношения к феномену бывшего вора, чуть более запутанных отношений между ним и начальством и т.п. После четверти века диких социальных кульбитов во Франции - кто он? Еще один выскочка, или человек, который точно не сможет подняться выше определенного уровня, и потому ценен? Насколько уголовники могли возвращаться к относительно честной жизни - в разные эпохи это ведь было очень по-разному.
То, что могли бы показать глубоко и тонко, а дали только намеками и парой общих фраз. Видок - легитимизатор. Он - образ человека, который помогает нуворишам или дворянам старых фамилий - ощутить себя по правильную сторону закона. Они множество раз предавали закон, выписывали жуткие кренделя (а вы попробуйте вести бизнес или делать карьеру в стране, где четверть века подряд идут серьезные революции и войны). И такой человек нужен. Он - позволяет решить кучу проблем с беззаконием. Он - опора денег, без которой "Человеческая комедия" Бальзака просто не может состояться, ведь всё утонет в бандитизме и анархии.
Эта линия сосредоточена в разговоре с Фуше, который прямо говорит, что государственный террор - слишком топорен и толпа вокруг гильотины всегда будет кричать "Ещё". И в образе той самой придворной дамы сомнительного происхождения, которую Видок освобождает от завязок на уголовников скорее косвенно, чем обладая полным знанием и совершая прямое действие.
Но фильму недостает - имхо - рядового дела. Где не совсем честный буржуа и не совсем честный сыщик находят точки соприкосновения в борьбе с отморозками. Но у буржуа есть запросы на обогащение, на маленькую долю власти (не столько над работниками, сколько над слугами), и даже обыватель может требовать от сыщика в капусту порубать всех карманников. Где же та точка равновесия, воплощая которую и могу существовать этот удивительный персонаж? О ней молчат.
Да, я понимаю, что в фильме только два часа времени (была бы неплоха режиссерская версия или мини-сериал) но создатели слишком скачут по верхам.
Например, показали сцену разговора по душам Видока - и пойманных им воров. Где он принуждает их к молчанию, показывает своё моральное превосходство - он ведь ни с кем из них не сотрудничал, не состоял в шайке. Но этого слишком мало, чтобы заставить молчать ненавидящую его толпу.
На чем сделали акцент, так это на становлении полиции (она очень небольшая, фактически, команда из нескольких человек, и тогда "полициями" именовались именно такие команды) - как постепенно между ворами и полицейскими пролегает кровавая вражда.

В итоге получился добротный полицейский боевик в декорациях 1820-30-х. До бальзаковского уровня не поднялись. Но я - зритель взыскательный. Если вам просто интересен хороший фильм - рекомендую.
Tags: кинорецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments