beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Про боевые корабли ВМФ СССР к 22.06.1941г.



В продолжение предыдущих лекций.
Коротко:
- ключевой параметр - 6 лет на проектирование и постройку корабля, потом два года на эксплуатацию, потом еще 6 лет на проектирование второго поколения. У вас нет этого времени? Вы отстали. СССР начал серьезно строить надводные корабли в 30-х, потому имел "1-е послевоенное поколение" (но с пушками, в товарных количествах), а Германия свой первый межвоенный легкий крейсер заложила в 1921-м, потому имела "2-е поколение" плюс не разорванную традицию конструкторских школ. А вот с подлодками СССР успел выйти во второе поколение и по количеству дал...
- чем крупней корабль, тем печальней. Но тут подробно о катерах и "кораблях третьего ранга" (а война фактически была между ними, крупные корабли все жалели). На 22-июня, был недострой по тральщикам и десантным баржам, но вообще - количество выглядело неплохо, плюс во время войны "мелочь" продолжали выдавать. Но тут чисто конструкционный дефект: увлечение скоростью. В результате предельное облегчение конструкции и проблема с её модернизацией: во время войны корабли постоянно обрастали ПВО, всяческими дополнением и т.п., а на палубу ставить нельзя, корабль перевернется;
- общая проблема - "электроника" (эхолоты и т.п.) - тут очень неровная, а во многом и печальная ситуация, которая во время войны улучшалась лишь импортом. Отдельная проблема малых охотников и катеров - моторы. Да, их штамповали в количестве, но перед войной хотели перейти на более совершенный двигатель - не срослось, а старый забуксовал в производстве. В результате на весну 42-го - вообще не было поставок, что выводило часть кораблей "в запас";
- отдельная история это речные флотилии. Оказались малополезны в боевых действиях, но чрезвычайно полезны в тылу (немцы с самолетов минировали Волгу, как одну из основных транспортных магистралей, речные бронекатера с тралами решали проблему);
- впечатляют как ухищрения (мешки для бензина в торпедных катерах, чтобы увеличить радиус их действия), так и ляпы (конструкцией было предусмотрено охлаждение корабельного двигателя прямо забортной водой... Осаждение солей, перегрев, списание двигателя за год)
- в итоге немецким кораблем третьего ранга противостояли советские катера...

Комментарий:
- тут хорошо посмотреть на современный китайский флот. Тоже ведь идет технологическая гонка за лидером...
- в смысле философии техники - очень интересны темпы и формы становления техноценозов;
- так же подтверждается старая история: на любую распространенную, большим тиражом вышедшую конструкцию будут навешивать все новые и новые функции, просто потому, что "этого много", "туда еще можно что-то впихнуть", "раз много, то не жалко". Потому норматив: если проектируете вещь для большого тиража, чем-то жертвуйте, но оставляйте запас под модернизацию
Tags: Война, Философия техники
Subscribe

  • Другая крайность...

    Если устраняться от сиюминутной политики, то последние тридцать лет Украина - это своеобразная противоположность КНДР. Другой полюс отношения к…

  • Разгром накануне ремонта

  • Отказ от экономики...

    Вот интересная и ёмкая фраза "В условиях, когда все необходимое для жизни в любом случае произведет этот жалкий 1% населения, говорить об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments