"Чернобыль"

Кто не будет кормить и дрессировать свой кинематограф - тому придётся смотреть, что про него показывает чужой.



Что хорошо:
- бешеное внимание к деталям;
- создано и поддерживается все серии ощущение эпического провала, катастрофы;
- показана - хоть в каком-то свете - фигура Легасова. Показан Щербина. Не так уж много фильмов было о них...;
- даны самые трагические моменты - с пожарными, с гибелью вертолёта и т.п.;
- в мелочах показан ход аварии. Очень хорошо видно, что система контроля и принятия решений оказалась недостаточной для подобного уровня рисков...
Можно долго еще рассказывать, но в жанре фильма-катастрофы задан если не стандарт, то очень высоко поднята планка. Вы можете так восстановить мелочи? Нет. Вы взялись за большой проект и у вас "прогибается танковый люк"? Да. Тогда помолчите.

Что плохо:
- В смысле управленческих технологий, социальных и личных отношений получается в сериале какой-то шлак. Можно и про абсолютные величины говорить, можно и про относительные: возьмем для сравнения свежий мини-сериал "Горячая зона". Не про ядерный взрыв, но про опасность распространения вируса (эболы) в США. Что видим в сравнении?
а) роли по отношению к угрозе - в "Горячей зоне" - очень четко привязаны к социальному статусу людей, к их биографии, к репутации. Секретность и алармизм - не абсолютные величины, а линии поведения, причем поданные без крайностей, относительно рациональные, за которыми стоят разные люди. Есть врач, который двадцать лет назад в Африке как следует испугался, и теперь готов паниковать по поводу и без повода (при этом требует четкого исполнения протоколов безопасности). И есть чиновник, который тогда вместе с врачом по тем же деревням африканским ездил - и для него паника плоха, он на пальцах показывает, сколько людей погибнет, если просто объявить в современном американском мегаполисе эвакуацию.
б) В "Чернобыле" - все линии поведения абсолютизированы. Есть "желание открыть правду", желание эвакуировать людей (прямо сейчас, спасайся, кто может), страх перед радиацией (заворачиваться в свинцовую фольгу и ползти в сторону кладбища). Чему противостоит только мания секретности, зловещий KGB и т.п. Нет даже близко описания того, что переживают люди, идущие на подвиг. Некое метафизическое "надо", в максимально кондовой форме.

- Чернобыль стал последней войной, которую смог выиграть СССР. Концентрация кадров, техники, расходных материалов - все это был уровень регионального конфликта. Причем эту концентрацию смогла обеспечить сверхдержава, которая до того тридцать лет готовилась именно к ядерной войне (пусть и не самым фанатичным образом). Связки одного с другим в фильме не чувствуется. Из пустоты являются вертолеты, тонны редких веществ, бесконечные ряды техники... Попробуйте сейчас обеспечить подобное. Только мобилизацию людей показали, но либо в максимально обезличенной форме (повестка, очередь перед знаменем), либо в карикатурной (министр и пара автоматчиков против шахтеров...).

- одновременно шел распад государства/ трансформация общества. Те самые воины-интернационалисты, которые дисциплинированно сражались в Афганистане - через пару лет начнут рэкетировать бизнесменов. И тут есть тонкость: условный прапорщик, который в 1982-м году вывозит "из-за речки" рюкзак с героином и еще сумку с изумрудами - фигура почти фантастическая. Но в 1989-м - можно говорить о возникновении трафика. В 1983-м - расхищать имущество советской армии на территории ГДР очень опасно. Но растаскивание при выводе, в годы распада советской империи - факт. Однако в сериале и близко нет картины, когда на смену энтузиасту приходит барыга... Общество переживало не меньший слом: уже завтра кандидаты технических наук будут заряжать воду перед экранами телевизоров и подсчитывать свои барыши от приватизации, студенты пойдут в секты и бордели. Одной из ступенек отказа от научного понимания мира и стала катастрофа - радиофобия превратилась из рационального опасения в манию. Это тоже не показали...

- отношения между научной и партийной элитой в Союзе 80-х... По этой теме можно спокойно писать кандидатскую. Отношение местной номеклатуры и союзной - отдельный вопрос. Множество деликатных проблем, которые можно было обыграть буквально парой слов - русских и украинских, например - завернуты в карикатурные одёжки, которые из нынешних государстве примеряют на КНДР.

Итого: еще одна сказка о прошлом - реалистичная в предметах, но фэнтезийная в людях.
Думаю, это чрезмерные запросы... Нельзя судить художественное произведение за то, чего в нем нет.
Представляете, если бы дАртаньян прибыл в Париж без штанов?

Простая деталь, которая отсутствует в художественном произведении.

Но картинка-то меняется...

Доведение тезиса оппонента до абсурда и остроумное опровержение получившегося абсурда - не самый элегантный прием в разговоре.
)))
проблема, если оппонент не видит абсурдности дефектов в самом художественном произведении.

/ Простейший пример в сцене с угрозой выбросить из вертолета, истерикой физика "сейчас умрем" и т.п.
- это уже не стиль общения 80-х
- в вертолете (и на станции) не нашлось бинокля - летели смотреть простыми глазами?
- Щербина, физик, а нахрена там еще военные?

В сумме виден бред - дАртаньян без штанов въезжает в Париж на желтой лошади. Сальвадор Дали был бы доволен, только еще что-то прикрутил бы лошадке...
Как раз смотрю сейчас этот "шедевр" , который был нарыт на торрентах .
Домучаю уже первую серию и все. Очень напоминает вот это;
Странно ожидать от американцев воспитанных на штампах о СССР, откровений на тему соцреальности. Боюсь на это уже и отечественный кинематограф не способен, для одних это ад для других рай. Реальность уже прочно забыта, в том числе социальные взаимодействия и мотивации советских граждан.