Машинный интеллект – состояние и перспективы



Коротко:
- основная проблема в создании ИИ до последних лет - невозможность человеку обучить машину (очень маленький поток данных человек может пропустить через своей сознание). Благодаря нейросетям машины могу учиться сами;
- сейчас очень большой прогресс по отдельным составляющим интеллекта (сенсорный интеллект, стратегический интеллект и т.п.). На меня больше всего произвела впечатление возможность давать правильные комментарии к картинкам ("Это мужчины торгуют овощами на открытом воздухе");
- автопилоты, магазины без касс, тотальное наблюдение/отслеживание - уже есть. Лаг между лабораторией и широким внедрением это несколько лет. Основная техническая сложность - необходимость десятков тысяч часов машинного времени для обучения нейронки. Только богатые фирмы с большим потоком данных могут себе это позволить;
- прогноз: а) продвижение индивидуальных советников/секретарей, которые в ближайшее время будут чрезвычайно востребованы (у каждого в мобилке свой большой брат, причем он изучит человека очень и очень хорошо. Равно как и банковские программы изучат хорошо);
- б) ближайшие 5-10 лет - широкое использование узкого ИИ, глобальные платформы с сетевым эффектом, 5-20 лет - создание сильного ИИ, что даст контроль над лидерами мировой экономики;
- в) требуется психика роботов, в которой будут заложены обобщенные ограничения, т.е. ценности (не получить "Обезьянью лапу");
-г) "экспертный интеллект" - использование баз данных.

Комментарий:
- первое, что приходит на ум при хорошем изучении человека банковской программой - а останется ли у человека свобода воли? Возникает "конфликт субъектностей". А если в обществе критически снижается количество субъектов, то оно может утратить то равновесие противоречий, которое движет развитие. Кроме того - электронный помощник личности может быть гарантировано изучен, вскрыт, расшифрован. Поэтому важнейший вопрос - это новые коллективные субъектности (группа людей, которая пользуется общим помощником, действующим в их коллективных интересах);
- тезис о том, что "человек при обслуживании лучшего машины понимает другого человека" - спорен. Социологическим прецедентом выступает, как ни странно, нынешнее японское общество, с его проблемами одиночества (и не только японское, просто там дальше всего проблема зашла).
- проблема когнитариата - если не нужен пролетариат, и совсем рядом ИИ, то зачем машинам люди?
когнитариат ИИ-экономики
- создающий новые нейронки
- выполняющий функции временного сопровождения (водитель в машинах с автопилотом для подстраховки)
- подготовщик обучающих данных (самая нижняя ступень, т.к. базируется на простой работе распознавания и классификации, см. ЯндексТолока, где 1-2 цента за задание типа "какой из фактов более корректен")
Имхо, когнитариат - это класс людей, использующих еще не оцифрованные методы познания для производительного труда.
я согласен, в том смысле, что определения терминов в конкретном контексте можно задавать

но тут придется очертить границы термина. К примеру, человек, пользующийся встроенной проверкой орфографии и синтаксиса в текстовых редакторах - еще когнитариат?
если человек будет создавать проект, который в принципе не может создать машина сама по себе, но при этом Ворд правит ему пунктуацию - отчего нет?
ну, машины пока сами по себе очень много не могут - и хорошо )
Проблема в том, что работа любого когнитария будет требовать/встраиваться в оцифровку.

Решить задачу и научить машину решать задачу - эти требования будут сливаться воедино :(.
Ну, у нас еще нет персональных, дополняющих ИИ, которые могут усилить человека как производственную единицу.

К примеру, у программистов в редакторе кода современные подсказки не только отмечают ошибки в словах и синтаксисе, как в обычном тексте, но могут и давать советы
- "такое построение кода повышает вероятность ошибки"
- "так не рекомендуется писать согласно советам Гугля"
и тд

Полагаю, что в ближайшем будущем это будет развиваться, снижая порог вхождения в профессию, но пока все равно требуется квалификация и много прочитанных мануалов )


В идеале я хотел бы персонального помощника по коду, соединенного с базой вопросов и ответов StackOverflow, с интерфейсом "мозг - компьютер" - так что только подумал, а ответ уже всплывает, причем нейронка корректно понимает, что я имел в виду (переводит это в такие слова, которые использовались для решения запроса). Но с таким помощником - порог вхождения в программисты вообще будет низким. Но зато и персональные возможности вырастут, все изменится.
А если такого помощника - хакнут?

"Миледи на диодах" - еще Желязны рассказ, когда компьютер просто советует человеку свернуть не в ту сторону.

Для себя решил, что не буду пользоваться линзами с дополнительной реальностью, даже если они появятся в широкой продаже. Между ними и мозгом - нет моей воли.
Потому - очки. Их можно быстро снять или если что - просто прикрыть глаза.

Edited at 2019-06-28 07:24 am (UTC)
тут нужен тот совет, что был дан для "Измененного углерода"
- доступ к боссу и секретам должен находиться за выстроенноей системой защиты и кругов допуска )

понятно, что по сети доступ легче осуществить, чем к физическому телу или в физическое помещение, но и меры могут быть легче
- разные телефоны для разных нужд (тот, на который все завязано - используется только для самых нужных сервисов)
- разные ноутбуки для веб-серфинга и работы
- виртуальные машины на одном компьютере с той же целью (бюджетный и портативный вариант "двух компьютеров")

думать об этом сейчас неприятно, как еще об одной обязанности, но некоторым придется, даже будучи не боссами

хотя я не говорю, что это единственный верный вариант
и будете сильно проигрывать в случае такого отказа

ну там смотришь на авто и куча сведений типа длина, скорость движения, и т.п.
или смотришь на собачку и видишь ее вес, размер или на дерево и т.п.
Я не говорю о полном отказе от дополненной реальности.
Я говорю, что эта информация должна выводиться на очки, а не на контактные линзы.
по поводу очков. Если они будут использовать распознавание через удаленный сервер, то я поддерживаю. Если только не будет совсем хорошей выгоды, помещать себя в зависимость от компании - это новый вид несвободы и источник возможных неприятностей.

Был известный случай - Google купил производителя устройств для "умных домов" и через некоторое время закрыл его сервера. А мозг "умного дома" работал именно на серверах - и все купившие это устройство получили неработающий набор электроники и дома. Тут можно завязку для авантюрного романа сделать - как кто-нибудь попал в нелепую, неприятную или комическую ситуацию, когда "умный дом" внезапно перестал работать.

Этот подход - "основной алгоритм на сервере, у пользователя только браузер" - сейчас очень широко распространен. Он экономически интереснее корпорациям, но с другой стороны, и сервера не дешевы, жрут как не в себя. Поэтому есть тренд в переносе части функционала, тех же нейронок для распознавания картинок, на гаджеты пользователя (этот тренд - один из факторов того, что веб-страницы у крупных сервисов становятся все тяжелее и тяжелее)

Поэтому, если необходимый функционал будет в устройстве, не требующем постоянного подключения и работающего именно как персональное устройство, без необходимости в интернете - то грех не пользоваться.
Плюс еще - а останется ли у человека долговременная память? Тот же самый StackOverflow в моей практике приводит к тому, что я раз за разом нахожу там ответы на одни и те же вопросы, полностью обходясь без необходимости запоминать решение и воспроизводить его из памяти. Потому очень вероятной кажется ситуация что индивидуальные секретари и помощники оставят нам только пространство сегодняшнего дня, беря на себя функции воспроизведения прошлых событий и моделирования будущих.
Процесс может зайти куда дальше.

В биологии это иллюстрируется конечным итогом симбиозов - отсутствием "дополнительного" организма, как такового. У основного носителя просто немного меняется генетический год (для простейших процесс идет быстро, для млекопитающих он почти невозможен, уже нет достаточного "горизонтального переноса генов").
однозначно зайдут дальше и дойдут до упора ) по самое нехочу ))
ну, меня тоже пугает зависимость от StackOverflow, но должен заметить, что даже беглое прочтение с целью копипасты - откладывает след в мозгу

и однажды, когда отрубят интернет, в случае необходимости, мозг, конечно, поплачет, но будет как минимум на интуитивном уровне куда плыть, по каким хлебным крошкам.

В теории, проверять не хочется ))
Все эти рассуждатели на тему сильного ИИ... Реально хочется посмотреть на того кто готов поставить настоящие деньги на то что этот самый ИИ появится в срок "5-20" лет.

Кстати, насколько я понимаю, многие современные алгоритмы, в первую очередь нейросети именно что принципиально не могут быть "изучен, вскрыт, расшифрован".
Вот сколько людей поставило свою судьбу на то, чтобы стать шоферами?
Где они будут в ближайшие годы???
И это еще полбеды - шофер такая квалификация, что и другому учиться можно.
А вот пилот пассажирского самолета - тут надо учиться годами и форму поддерживать.

Я это к тому, что серьезный барьер уже взят. А в 80-х - это фантастика ("Вспомнить всё").
Забавно, что вы взяли для примера эту профессию. Которая в современном виде появилась сравнительно недавно по историческим меркам. И людей "поставивших на это свою судьбу" уже сейчас в принципе нет. Потому что шофёр в большинстве случаев это небольшой заработок для малоквалифицированных людей. И вовсе не благодаря всяким там ИИ, а благодаря развитию навигаторов и систем связи (ну и тому что автомобилей много стало). Я собственно про это и говорил. Развитие идёт, барьеры берутся но всегда почему-то другими, а про ИИ ничего кроме громкой трескотни и обещаний "вот-вот, совсем скоро, уже сейчас".
Возничий на колеснице... кучер... шофер.
Это всегда был человек, который работал для того, чтобы управлять транспортным средством, перевозившим другого человека.
Десятки миллионов людей в мире зарабатывают на хлеб именно этим. И далеко не все бедные.
Наконец, если обычного человека посадить водителем автобуса - даже с навигатором и без подготовки - он не справится. Специфика. И с карьерным самосвалом не справится. И со множеством других транспортных средств...
И таким людям приходится хорошо платить.

Весь этот гигантский плат исчезнет в ближайшие годы - и не благодаря навигаторам.



Edited at 2019-06-30 07:28 am (UTC)
Ну чистая спекуляция же. Разница принципиальна, начиная от того что города изменились, раньше "отвези в имение графа Т.", сейчас "отвези на улицу садовую 10" и появлением ПДД, заканчивая тем что работа идёт с принципиально разными объектами, раньше с живыми лошадьми а сейчас с механизмами. То что мы называем водитель появилось в начале-середине прошлого века, если рассуждать иначе то получается что вообще никакие новые профессии не появились, и современный программист это продвинутый древнеегипетский писец.

Обычного человека именно что можно посадить почти везде (в том числе и в автобус), название "шахид-мобиль" вам ни о чём не говорит? А если нельзя посадить, обычно главная проблема это уровень ответственности а не сложность обучения. И кстати, таких людей (высокооплачиваемых суперспециалистов с карьерными самосвалами) абсолютное меньшинство, по сравнению с миллионными армиями обычных водителей. На жизнь которых очень сильно влияет развитие "обычной" индустрии, начиная с доступности автомобиля, что послужило причиной их появления, заканчивая появлением навигаторов, когда они превратились из высокооплачиваемых специалистов (вспомните советских таксистов) в малоквалифицированный персонал куда можно набрать любых мигрантов.
Я это и хочу сказать. Водители - идеальный пример того как развитие техники влияет на жизнь огромных масс людей. А в случае пресловутого ИИ про это влияние только говорят, а вот будет ли оно в реальности (и будет ли оно хоть сколько-то значительно по сравнению с другими факторами) большой вопрос.
"Ну чистая спекуляция же."

Любезнейший, воздерживайтесь от голословных обвинений в чужих журналах. Ваши аргументы - весьма слабые. Если солдат был с ножом, а потом с пистолетом - от этого он не перестает быть солдатом. Если был кавалерист на лошади. а теперь на багги или на броневике - от этого суть его боевой задачи не так уж и меняется (хотя в частностях меняется много).
Извозчики, ямщики, кучеры - в каждом языке множество слов для обозначения водителей прошлых времен.

Далее: вы невнимательно читаете тексты: "даже с навигатором и без подготовки - он не справится". Ключевое слово "подготовка". Вы его игнорировали. Не знаю, кто вы по профессии, но так просто человека за руль школьного автобуса не посадишь. /шахид-мобиль вообще плохой пример - там ведь не надо учиться больше самого минимального уровня, потому что жить все равно мало придется/

Далее : уже сейчас есть коммерческие беспилотные грузовики, появляются беспилотные такси. Автоматизация позиционирования (навигатор) позволила облегчить работу, автоматизация вождения (слабый ИИ) вытеснит людей из профессии - это части одного процесса, и ваша ошибка в том, что вы их противопоставляете.

Итого: каждый из нас высказал позицию, предлагаю завершить дискуссию.

Станислав, огромное спасибо за наводку на интереснейший материал. Ну и пять формальных лайков дополнительно :)