"Отель Мумбай" и "Техподдержка" Дивова

"Отель Мумбай"
Полудокументальный фильм о теракте...
.
При том, что актеры играли очень разнообразно - и видно их старание - все-таки главными в фильме оказываются детали.
Не целостные образы персонажей, а отдельные черты. Не громадный город - но тысячи предметов.
Их очень много. Иногда кажется, что просто захлебываешься, не успеваешь рассмотреть всё.

Прибытие группы террористов в Мумбай - на лодках, к замусоренному вусмерть побережью, так что нога первого из них погружается в плавающий хлам, как в болотную ряску. Проникнуть в город через городскую свалку - вернее, через трущобы, которые неотделимы от этой свалки - оказывается весьма эффективным.
Оружие - переводняки калашей китайско-пакистанского варианта. Есть еще гранаты. Но главное в группе - её прямая связь с "наставником". Подсказки, приказы, постоянные духоподъемные рассуждения - человек у микрофона на той стороне живет ради этих часов, когда он может управлять смертоносными марионетками.
Только он живет - а молодые люди умирают.
Они мало что видели в жизни. Верят, что их семьи получат бонусы за смерть. Что религия требует от них каких-то действий (один вот не полез за ключом в лифчик убитой им женщины), но готовы поддаваться мелким соблазнам (Торт! Это же торт!).
Они знают дисциплину, готовы импровизировать и драться до конца.
Но жалость - стерта из программного кода. Наоборот - из всех пор хлещет злорадство от смерти очередного туриста или официанта. Им хочется убивать еще и еще, ведь скоро их убьют, а еще быстрее смерть неверных может просто надоесть. Они торопятся даже не наслаждаться, но выполнять будоражащую нервы программу - будто Калигула, в бешеном темпе ставящий печати на указы.
Все очень напоминает описание террористических групп из переслегинских рассуждений.
Основной объект нападения - громадный, роскошный отель (беднота прислуги показана отдельно).
Спецназа в городе нет. Нет - и все. Он будет полсуток добираться /да и спецназ этот... вместо навороченных гранат какие-то динамитные шашки с примотанными детонаторами/. Пара каких-то полицейских (они-то уж точно явились прямиком из индийских фильмов) берет десяток "гаишников" и пытается пройти в отель. Людей в форме расстреливают из засады, а двое в штатском потом бродят по коридорам...
Отлично показан эффект - не знаю, насколько сознательно - "низкоэнергетичности" громадного южного города. Беднота. Всё вкусное, красивое, прочное, надежное, быстрое, точное - оно слишком дорогое. Вокруг торжествует энтропия - все серенькое, ломкое, медленное и старое. На этом фоне пакистанские калашниковы оказываются вундервафлей.
Лишь отель - с его безумной роскошью, с требованием нагреть воду в ванне точно по термометру, с живыми цветами и гектарами мозаичной плитки - смотрится будто экзотическая, судьбой назначенная жертва.
Террористы - это кружка концентрированной кислоты, выплеснутая на обитателей птичника - пока не пройдет химическая реакция, будет лишь боль и страдание. Да и потом счастья от такого действия не прибавится.

"Техподдержка" Дивов.
Добрая сказка российского милитаризма.
Дагон Пропп доволен.

Сказка начинается с момента выхода наивного персонажа из зоны комфорта.
Да, московский продажник в Африке - тут выяснилось, что стрелять начали.
У героя должен быть артефакт.
Да, это "избушка" на механических ножках - робот-шагоход с башней от "Тунгуски" (описание боевых шагающих роботов - а дело происходит в 2040-х, составляет изрядную часть текста), который и продавал наивный офисный парень.
У героя должен быть волшебный помощник.
Да, и раз уж "Иванушке" тут 25 лет, то сказка для совершеннолетних, и помощница - сексуально-боевая барышня с доработанными в генетических лабораториях качествами. Исчезает ровно в момент прекращения неопределенности.
Должны быть приключения с перемещением по карте и возвратом в исходную точку.
Да, круг почета по территории двух стран - стрельба в ассортименте. Анабазис.
Должна героя встречать Баба-яга, сторож подземного царства мертвых.
Конечно. Нестареющая стерва, которая командует в секретной подземной биолаборатории - к услугам "Иванушки".
Должна быть непременно измена.
Да, "Иванушка" постоянно на измене - то сам думает бросить все и сбежать, то ему это предлагают.
Должна быть мораль.
Да, есть такая: как правильно общаться с далеким начальством, чтобы и предателем не стать, и живым остаться, и всех вокруг не подставить.
Основная концепция, которой жонглирует автор - "война Шредингера" - конфликт между "прокси", который разворачивается, но пока не истолковывается основными "патронами-кукловодами".
Всё очень динамично, на фане и внутренней уверенности в победе.
Но все равно это сказка.
Нет, автор, как опытный рекламщик, заботится о разоблачении каких-то сказочных моментов: "обычный стиральный порошок не смывает это пятно". Развеивается легенда о наборе детей в эскобарские генетические лаборатории. Дескать, по трущобам ездит черная машина, у детей анализы крови берет, и если ребенок подходящий - его забирают, а родителям щедро платят. В реальности, рассуждает "Иванушка", скорее всего, детей или просто отбирают, или родители сами приносят их продавать за денежку малую.
Однако есть два момента, в "Техподдержке" освещенных очень скупо:
а) "Война Шредингера" может зависнуть - и люди в ней застыть, как мухи в янтаре. Собственно, подобные конфликты, когда все решается наверху - очень давняя история. "Большая игра" во многом состояла из таких действий: утренний шармицель в горах, а через несколько месяцев в столицах великих держав разъясняют, кто кому должен. "Холодная война" - коварные пинки под столом, а потом народу поясняют чей телевизор убедительнее будет. Что же через двадцать лет? На фоне легкого, почти игрового (для персонажа) эпизода, должны быть истории десятилетней неизвестности - ужасы под сукном ("Конференция маньяков с веселым пикничком" - и там лучшая шутка про человека, который в Африке 20 лет сидел в клетке с крокодилами);
б) Судьба любит каждого десятого храбреца - остальных забывает. У автора немного другая пропорция (для поступления в элитные войска должны съесть каждого десятого). Но что будет мотивацией к подвигу? У "Иванушки" все понятно - это самореализация. "Кто ты - трус, иль избранник судьбы, и отведай на вкус настоящей борьбы..." Что у остальных - кто годами сидит в ящиках Шредингера? Причем, на разных ступенях социальной лестницы. Остаться серым кардиналом в истории Лимпопо? Там ведь другое... И вот это различие будет критическим, для понимания сути российского милитаризма (в сравнении, скажем, с классическим британским, где есть сплав из "законного бабла джентльмена" и "бремени белого человека").

Впрочем, если бы автор подробно осветил эти вопросы, это была бы уже не сказка...
А оценки? Где оценки? И где рекомендации - стоит ли смотреть или читать?
Кино - социальное. На любителя. И для всех, кому тема терроризма интересна. 8/10

Кинга - легкая, больше развлекательная. 8/10

Edited at 2019-07-25 07:05 pm (UTC)
Хде про алигарха-ветерана Офгонистана, который кусался и помер, аки герой?