beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

«Отказ всех систем»

Робот Валл-И модели "Шварц" на пути полному удовлетворению...









Есть один из почти безотказных приемов в драматургии/фантастике — демонстрировать протагониста, который превосходит других людей в силе, ловкости. скорости вычислений, но при этом отстаёт в эмоциональной сфере, на любовном фронте или еще где.

Если прогресса нет — то это в лучшем случае монотонная зарисовка, а в худшем — трагедия.

Если идет быстрый, психологически не тяжелый и увлекательный прогресс — то это светлая приключенческая или даже комедийная история.

Фильм "Короткое замыкание" — хрестоматийный пример. Робот получил свободу воли, сбежал, и научился быть человечным.

Здесь же на исходных позициях — бесполый киборг, который совершенно не любит общаться с людьми и все свободное время посвящает просмотру сериалов. Это неплохой охранник, который и пострелять может налево-направо, но в жилых модулях не показывается, и да его там и не ждут.

Кладовка, виртуальность, пистолет, обход, кладовка, виртуальность, пистолет, обход.

Но повествование буквально начинается с того, что киборг-то свободу обрел, его теперь программа не контролирует — однако людей убивать не захотел.

Дальше — вот он спасает людей, вот он находит друга-машину (звездолет), вот он пластически становится больше походим на человека, вот у него уже фактически друзья люди.

Проблема книги — и так не очень большой — в том, что либо половина там просто лишняя, либо эту половину надо переписывать с громадными дополнениями.

Большой рассказ (или маленькая повесть), которая так и называется "Отказ всех систем" — хороша тем, что действие происходит на необитаемой планете, а потому что там в большом и сложном мире делается между роботами и людьми, по сути можно оставить за кадром.

Получается эмоционально очень выигрышная история, в некоем условном антураже "космической фантастики 90-00-х".

И герой там — хороший, душевный:)









Но во второй части — места уже населенные. И противоречия между возможностями (силой, аналитикой, скоростью обучения) роботов и общим раскладе в мире — сверкают как полицейская мигалка. Если говорить проще — очень, очень, очень много роботов, которые могут всех согнуть в бараний рог, но эмоционально неразвиты и вынуждены подчиняться своим хозяевам. Чтобы один отщепенец встретил еще двоих — и все это было у черта на куличках, при том, что на земле такие процессы должны были идти в ускоренном порядке, и об этом не знали на периферии — ну не верю.

Как говорил в мультике сквайр Трелони: "Все, буквально все, только услышав, что мы отправляемся искать сокровища, бросаются нам на помощь".

Достоверность героя тоже падает.

Догадываюсь, что если будут переводить продолжение — весь цикл про киллербота — то киборг там окончательно станет человеком.

Но нужно продумывать вселенную.

Я не знаю, как писался "Отказ всех систем", но мне прям так и видится, что попалась на глаза подходящему человеку небольшая повесть, тот пожевал губу, затылок почесал, и категорично так посоветовал — добить до формата, тогда денежно всё получится. И премия за повесть — получилась. А цикл "Дневники киллербота" даже целиком переводить не стали.

Если проводить аналогии, то есть цикл романов Алана Фостера о Флинксе. Первая книга "Тар-Айимский кранг" — просто очаровательна. Путешествие группы авантюристов к планете, где хранится неизвестное оружие исчезнувшей цивилизации. А в этой группе герой — сирота, немного телепат и т.п. Но последующие — с третьего уж точно — буквально вымучены. Автор придумал отличный набросок мира. А продумывать вселенную не стал, и просто напихивал и напихивал новые приключения.

Итого: неровная книга, где первую часть могу рекомендовать для развлечения и отдыха (увлекательно и легко!), а вторую — рекомендую просто не читать :(((

Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment