beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

"Человек в высоком замке" (4)



Видны два слоя: само развитие сюжета (которое хромает на обе ноги, а в финале вообще уходит в мистику) и те ситуации политических альтернатив, которые хотели обыграть авторы.

Сюжетные анахронизмы и натяжки временами впечатляют. У негритянского подполья в Калифорнии - калашниковы, снайперские винтовки Драгунова и РПГ-7, причем привезенные из Китая, где до сих пор (60-е) идет война. Откуда, Карл? Оттуда же, Фридрих, откуда у японской колониальной администрации уазики вместо джипов... Япония вдруг критически зависит от поставок именно американской нефти (в Индонезии её тоже немало).
Аналогично с накоплением погрешностей в интригах - героев совсем тяжело убить, при том они тонут в слезах и соплях...
Сражение за душу Джона Смита - силами добра окончательно проигрывается, при том, что деловой хватки он не теряет.

Но если брать именно отражение политических сюжетов - небезынтересно.
Какую идеологию может выбрать негритянское подполье в условиях японской оккупации? Коммунистическую. Причем от настоящих коммунистов у них только героизм и военное братство (деньги копить не имеет смысла).
Это подполье методично терроризирует японцев - и вот среди них возникает идея переговоров и вывода войск. То есть - полная аналогия с Ирландией (и частичная - с Алжиром). Критически недостает информации о том, что собственно творится в метрополии, но ясен виден откат: страна на может больше воевать, и даже ресурсы тут не главное.

Дальнейшее превращение Рейха в чисто военную империю, где политическая составляющая нивелирована, начинается эпоха солдатских императоров, и потому критически важно сбросить часть внешних провинций. Бывшие США получают фактическую независимость после очередного переворота в Берлине, когда Джон Смит лично душит Гиммлера.
Хорошо получился образ покоренной страны, которая служит брильянтом в короне империи, но сохранила в себе слишком много независимости, пытается восстановить свою целостность - это все очень напоминает Россию 90-х, которая тогда была истинным сокровищем в неоколониальной империи США. Или же Индию начала 40-х, когда уже точно ясно, что громадные подразделения, укомплектованные именно индусами, ни в Европу всем скопом не поедут, ни Британию слушать не желают. Единственное, на что они согласны - чуть-чуть подождать...
Эта тема должна была всплывать и раньше. Корейское "война для объединения" - присутствует в пропаганда уже сколько десятилетий, а тут всплывает серьезно лишь в 4-м сезоне.

Политические шатания американского населения. Есть романтическая ностальгия молодежи (старшая дочь Джона Смита), есть реализм, есть откровенное подполье и есть коллаборанты, которых уже не просто много - они составляют фактическую основу армии, полиции, спецслужб. Как потом восстанавливать единство общества? Тут толсто намекнули на два варианта: Джон Смит объединяет страну сверху, железом и кровью, проводит ариизацию, после чего начинается медленный откат, который закончит уже следующее поколение. Это вариант Китая-1950 - внуки поколения Мао отказались от коммунизма 30-х. Второй вариант (который и начал реализовываться после гибели Смита) - нет силового объединения. Сначала начнется политическая оттепель на Восточном побережье, потом к нему присоединится Западное. Может быть. Потому как если успеют сформироваться две разные политические системы - никакого объединения не состоится.

Отношение к спецслужбам - тоже характерно. Потому как образ Гувера, которого Джон Смит с громадным удовольствие режет ножиком - явно воплощение архетипов :)

Присутствии спецслужб Рейха в нашем мире - тему не стали раскрывать, показали краем, но такой намек на боковую линию ("Транквилиум") получился очень хорошим. Увы, тему в полный рост - с разными мирами, где способ путешествий открыли много лет назад - не раскрыли.

И, конечно, самый сильный эмоциональный момент сериала - визит Джона Смита в дом своего двойника. Получилось очень впечатляюще - особенно его разговоры с сыном. Его осознание предательства (а Джон Смит осознает себя человеком, перешедшим от своих, пусть и вынуждено), его понимание, что Вьетнамская война, на которую стремится попасть сын (а тот вполне правильный американец) изуродует юношу. И еще его любовь к жене, которая здесь не приходит в отчаяние от фактического самоубийства сына.

Если брать в целом сочетание сюжета и аналогий, то авторы слишком много притащили из 80-х и не захотели учитывать, что в описанном мире - тотальная война никуда не делась. "Карибский кризис" - только что случился. И государство по отношению к обществу на порядок жестче, чем было в 50-60 нашей истории (безлюдный Гарлем). Воины продолжаются и проигрыш означает физическое уничтожение народа. Это даст принципиально иное отношение к армии.
Еще в сюжетном отношении чрезмерно отдают мелодрамой ситуации в Калифорнии - после того, как оттуда эвакуировались японцы. Проблема людей с двойной лояльностью очень хорошо заявлена, однако завершение сюжетных линий - "богатые тоже плачут"...

Если говорить о четырех сезонах. Не то чтобы сериал стал прорывом в киноискусстве, но это масштабная альтернативная история, которая позволяет осмыслить свою собственную. Американцы всерьез взялись за эту тему - и кризис Штатов в иносказаниях и альтернативах уже получил очень серьезное освещение.

Tags: кинорецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments