beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

«Образы будущего» — туальденоровый вариант

Представляете, как несколько врачей, нарядившись похоронной командой, явились к пациенту. Прихватили могильную плиту с надписью "Эпикриз" — готическим шрифтом. Начали водить хоровод вокруг койки и читать "Книгу мертвых". Долго вспоминали, каким пациент был хорошим в молодости, а теперь седой и морщинистый. А сам пациент в это время, между припадками ужаса и безнадеги, думал, вот выберусь с койки, вас всех топором, топором...
.
На конференции "Образы будущего" обсуждалось в первую очередь прошлое.
Несколько знатоков — без всяких шуток, люди отлично разбираются в фантастике — начали, как водится, со Стругацких. Как в их книгах развивался технический прогресс. Разобрали два "проекта будущего" в советской фантастике — быстрый, когда к 1980-му уже коммунизм — и медленный, когда новое общество будет через сотни лет. Сравнили советские представление о будущем с сериалом "Энтерпрайз" — и нашли много общего.
.
Но когда уважаемые участники начали уклоняться от чисто описательного искусствоведения и делать обобщения — вторичность обсуждаемой темы стала невольно проецироваться на их выводы.
Упомянули, что какие-то технологии в образах будущего выглядели застывшими, и люди будущего рвут друг у друга из рук газеты. Как тут не вспомнить Еськова с его ехидным рассуждением о не предсказанных мобильниках — "Наш ответ Фукуяме" написан аж в 2001-м году. И хорошо смотрелась бы картинка из "Бегущего по лезвию бритвы" — Декарт с газетой.
.
Была развита идея, что в литературе исчезли как утопии, так и антиутопии. Для утопий требуется вообразить идеальное общество без проигравших — а таких нет, и советские фантасты "ушли из Омеласа" — то есть не захотели конструировать этически проигрышные сообщества. С антиутопией та же проблема — потому как надо осмысливать главную угрозу цивилизации, а как-то не реалистично получается.
/ Тут я испытал острое чувство досады — не было меня на этой конференции. Потому как в статьях "Красная утопия — проблемы начала следующего витка", "Три десятилетия новой российской антиутопии", "Зеркало ужаса" — я некоторые представления об эволюции антиутопий сформулировал, и упрощения в стиле "все перестали писать утопию" — показались мне грубоватыми. Было что сказать :) /
.
Завершалось все выступлением Галиной — которая как из пулемета расстреляла тексты победителей конкурса "Будущее время" — за отсутствие научно-фантастической новизны в их рассказах. Она констатировала смерть что возраст победителей больше сорока, и произошел решительный разрыв между теми, кто относительно хорошо пишет литературные тексты, и теми, кто зарывается в популярную науку. Потому как романы Питера Уоттса как-то приняли, но ведь это романы и т.п.
/И снова было что сказать мне в ответ. Д. Марусек — он совсем неизвестен? Или — чтоб далеко не ходить — антология "Научная фантастика. Ренессанс", это не сборник рассказов и повестей? Куда-то делся Нил Стивенсон? Райяниеми? Дукай? Йен Макдональд? И не показал ли ли Хритонов нф-класса в изображении развития биотехнологий? Я не говорю о массе авторов третьего ряда, которые пытаются использовать НФ в своих текстах, пусть и коряво получается. Но что-то да выходит полезного. Во вторично-штампованном "Мусорном прибое" — очень хорош образ собак с имплантированными "нейросетями"/
.
На этом депрессивном фоне как-то странно выглядела информация о военных США и Франции, которые начали привлекать фантастов для футурологических прогнозов. И совсем уж удивительным было то, что вопросы "кто виноват?" и "что делать?" — даже не поднимались.
Получился какой-то туальденоровый чертог, в который попал Остап Бендер — серенько, безнадежненько, бродят уважаемые пожилые люди, и только громко захлопываются двери, наверное, в грядущее...
.
Вывод: если вы хотите пригласить какое-то количество литераторов на конференцию о будущем — надо большими буквами написать "БЕЗ РЕТРОФУТУРИЗМА", и каленым железом отсекать рассуждения "...ну вооот, в пятидеся-я-тых". Нужен актуальный прогноз развития техники и общества ближайших десятилетий — и дискуссии вокруг этого прогноза. Я бы в таких дискуссиях поучаствовал
Tags: Будущее, Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments