beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Фото против портрета...



Суть:
Первоначально портрет императора - это государственный символ, потому сходство лица и фигуры вторично, а важно величие и высшая ступень власти. Потому император выше всех, с короной, скипетром и державой. Народный лубок именно так показывает царей (и даже Александра II). А парадные портреты - вообще не стареют, либо меняются в самой малой степени. Императоры, генсеки и президенты тут порой очень схожи.
Потому, когда Николай I получил фотоаппарат практически сразу после его изобретения - покупка зафиксирована через Министерство двора - то сравнительно быстро передал его в Академию художеств. И ни одного фотографического изображения после себя не оставил (а был промежуток больше, чем в десять лет).
И революцию (в пределах РИ) - совершал уже Александр II.
Попытка делать парадные фотографии как портреты - сразу дала представление о реальном возрасте императора. Это смягчалось самыми разными средствами, но официальные портреты в красках тоже стали ближе к реальности. Будущие народовольцы по этому поводу изрядно злословили. А завершилось все портретом со второй женой, где император предстает уставшим, пожилым человеком - фактически, частным лицом.
При этом докладчицей обильно цитируется переписка императора и Екатерины Долгоруковой: император довольно часто фотографировался, при этом оценивал себя - насколько он постарел.

Два отдельных милых момента:
- попытка одного из попечителей образования заменить выдачу отличившимся ученикам миниатюрных портретов государя на фотографии императора. Портреты были на эмали, в дорогой оправе. А фотографий - просто сильно больше, для всех бы хватило. Возник скандал - инфляция образа, однако :)
- Долгорукова, будущая Юрьевская, а тогда просто фаворитка, записывала в книжечку все полученные от императора подарки. И хотя было подарено за все время очень много фотографий - там хоть что-то детальное написано про два фото "в коралловых рамках". Зато про каждый живописный портрет - четкая характеристика :)

Комментарий:
Как же недостает в этой лекции дополнения именно про возможности фотографии эпохи!
Ну что могли выдать клиенту тогдашние фотографы? Черно-белое статичное изображение - и сниматься надо было медленно и печально, принимая соответствующую позу. Фактически - позировать, почти как для живописцев, просто короче. Потому, как и в начале истории кино - художественные возможности минимальны, брать приходиться документальным сходством, при том подражая картинами. Как и киноделам 1910-х - приходилось давать документалку и подражать театру.
Разве что самозванцев неизбежно становилось меньше от четких фотографий императора.
Что имеем в 20-м веке? Бешеные поиски того удачного кадра, когда сам по себе невзрачный человек - предстанет в образе величия. Или - храбрости. Или - любви к малым мира сего.
И встречные старания таких людей - соответствовать. Быть хоть какими-то заготовками для подобных фото. Потому неудачливый австрийский художник - на публике обходился без очков. А инвалид-колясочник для выборов на пост президента - даже на какое-то время умудрился встать к трибуне. И периодически появляются фотографии, где заурядная внешность становиться подлинным символом - и потом десятилетиями преемники пытаются добиться от фотографов чего-то столь же сильного.
/вот тут примеров с избытком, но по каждому из них, боюсь, будет слишком много разногласий. Потому уважаемые читатели могут сами вспомнить подходящие изображения ;) /
Парадный портрет - красками, на полотне - не то, чтобы впадает в ничтожество, но его воздействия на сердца и умы становится мизерным.
Взять портрет Георга VI, современника Черчилля. Живописец сделал его не смешным в таком облачении, но с величием, властью и волей, имхо, проблемы.
А образ Черчилля? Фотография британского премьера - известны на два порядка больше его живописных портретов. И даже карикатуры лучше играли роль рассказчиков о человеке и его репрезентантов, чем станковая живопись.

В 21-м веке имеем новую ситуацию.
Скорострельные камеры позволяют вырвать миг истинных эмоций даже обычному журналисту :)
Средствами кино, массмедиа и волей политической конъюнктуры - можно натянуть образ главы государства (умного и гуманного меньшего зла) на физиономию любого гражданина. "Вот ты Зингер-Шухер, президентом станешь!" И нынешний президент Франции, которого перед выборами надули через соломинку до серьезной политической величины - еще не самый яркий пример. От предельно недостоверного образа-схемы (царь выше всех, в короне) - пришли к такому же недостоверному медиа-образу, где актера можно снимать даже без грима, и все равно лепить из него политика.
Полируется же всё культурой постмодерна. В голове зрителя можно всё - там крутое гнездо кукушки...
Tags: размышлизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments