beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

Продолжение не самой веселой истории



Авторы в этот раз довольно четко отделили: вот проблемы введения новой техники, а вот проблемы управления-политики-борьбы.

К первым можно отнести бешеную гонку с доводкой авиационных пушек  (в апреле, думается, оружейники уже все понимали - и про войну, и про их улетающие головы), и фокусы с СВЧ-просушкой (внедрили "микроволновки", поставили неправильный режим, и запеклась часть клея в деталях фюзеляжа), и трещины в хвостах самолетов от прорезанных технических лючков, и много всякого-разного.
Ко вторым - политическое дело в авиации. По описаниям читается попытка надавить на авиационные кадры, чтобы и темпы перевооружения поднять, и лишних людей из системы управления убрать. Производит впечатление слишком сильного лекарства - часть кадров авиаторов выкосило непосредственно перед войной (лишний ответ на вопрос - собирался ли воевать Союз летом 41-го), кого-то из функционеров смогли вытащить, а конструктора только вот доведенных пушек - сделали крайним (при том, что серия изготовленных пушек осенью 41-го себя хорошо показала, уже на земле, как средства ПВО). Противоречия в системе управления: с одной стороны в первом кабинете страны принимаются решения по отдельным моделям двигателей, и внимание техническим деталям уделяется колоссальное (что бывает далеко не во все периоды истории), с другой - давление на отрасль все равно идет "по площадям" и коротким списком не ограничивается. Интересный момент - за отладку выпуска изделий на заводе стали награждать уже во время войны, а до того - индивидуально награждали только конструкторов.
Итог - 21 июня на складах заводов несколько сотен самолетов с не таким вооружением, не слишком исправных и т.п. В войсках - десятки ЛаГГ-3. Хотя и около девятисот Як-1.

Комментарий: скачки и паузы в развитии вооружений разных стран заведомо не могут совпадать на 100% И важнейшее преимущество - атаковать, когда в твоей армии завершено перевооружение. Соответственно, если идет отставание на такт - в это время надо сделать все возможное, что война не началась. Это - объективный фон. В него же входит слабая советская авиапромышленность, которая еще не могла "на золотых руках рабочих" вытащить косяки конструкторов. В него же входят несколько маятниковых процессов. На фоне расслабленного одобрямся Николая Последнего - невозможно было представить лидера Союза, который участвовал в Гражданской войне, и теперь будет, покуривая трубочку, соглашаться с требованиями конструкторов по сдвигу планов. Если у вас догоняющая диктатура развития - чем и был сталинский Союз - то репрессии входят в управленческий ассортимент по умолчанию. Тем более в процессе быстрой урбанизации-индустриализации (нет проверенных веками социальных или политических институтов, на которые может опереться государство). Да еще в ожидании второй серии эпопеи "Мировая война".
Но дальше - идет субъективное.
Требование сделать самолеты с дальностью полета 1000 км. - авторы прямо говорят что это каприз, и с ними можно только согласиться. Из бешеных усилий по созданию такого самолета полезным можно считать только резерв по массе: когда стало ясно, что самолеты слишком тяжелые, лишние баки с топливом просто выкинули.
Постоянный нажим на конструкторов приводил к выдаче в срок полусырых машин (хотя авторов современных больших компьютерных игрушек вроде как не расстреливают, а паники, ажиотажа и премьер сырых проектов - ну никак не меньше), но общее давление распространялось на разных конструкторов с разным усилием - тот же Яковлев был в приоритете.
Можно ли было тоньше сработать с авиаторами? Фактически линии управления замыкались на будущий ГКО, и эти люди принимали десятки решений в день. В чем-то играли тонко и обстоятельно. В чем-то - грубо и топорно. С авиаторами - можно было и тоньше. Но надо было выкроить время на других задачах. Были ли те, другие задачи, более важны для страны? Сложно сказать. Но принятое по ним решение - это типичный субъективный фактор.
Можно ли было делегировать часть полномочий вниз? Не так тасовать исполнителей? Наверняка. Но, опять-таки, нужны были подходы, вроде награждения за постановку самолета на конвейер. Нужно иметь запас прочности системы вообще - по кадрам, ресурсам, вариантам действий. Когда в стране снизилось напряжение, очень многие решения удалось спустить на уровень ниже...
Tags: Война, размышлизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments