beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

"Каталог катастрофы" Ч. Стросс

Политкорректно-безопасный Бонд в черном.
Один из текстов, наследующих традиции "Магии Inc" Хайнлайна. Волшебство рационализировано, введено в рамки - как технологические, так и социальные. Есть организации, которые им занимаются уже не первый десяток и не первую сотню лет. Контролируют. Чтобы горшочек не варил - в том смысле, чтобы из параллельных вселенных не призывали слишком уж нехороших существ. Кого надо - немножечко стреляют и немножечко вешают, просто эпоха на дворе не самая суровая, потому можно пригласить к себе. Остальных - дезориентируют и наводят туман. Обходится без прямого стирания памяти и черных очков, действуют скорее бытовыми методами, в стиле МНВ Азимова.
"К себе" - это в спецслужбу британскую.
Соответственно герой - по мере развития сюжета становится из рядового, скорее кабинетного чем полевого агента, - вполне серьезным спасителем человечества и, конечно, своей невесты. Протагонист вылеплен достаточно искусно, в самоощущения и колебания его, равно как и в решительные поступки - вполне веришь.
Сам сюжет, как уж на сковородке, крутится в двух противоречиях:
- всё скучно, казенно, неторопливо (чему учат всех новичков) -/- но внезапно все висит на волоске и мир спасает едва ли не случай;
- всё упорядочено и задокументировано по самое не могу (почти идеальный орднунг) -/- в отделах процветает борьба за власть, ведется она мистическими средствами, о которых ничего не знает остальной мир, потому в любой момент благостная картинка "Прачечной" может смениться толпами зомби.
Данамики в тексте хватает и читать его не скучно.

Есть книги, которым вторичность идет на пользу, и есть книги, которым она откровенно мешает. Все зависит от того, насколько у автора получилось найти новую грань старых образов. Здесь Стросс сделал ставку на сочетание программирования, хакерства и мистики. Если все вертится вокруг имен, знаков и формул призыва, то компьютеры позволяют очень многое... Герой приходит в контору как раз из среды компьютерно продвинутых людей, у которых все хорошо с логикой. И его профессиональная компетентность хорошо ложится на специфику работы: ему не нужно объяснять последствия от вроде бы незначительных разработок в чьих-то офисах. Абстракция может пожрать мир. При этом система заклятий уже неплохо компьютеризирована, и прямо с мобильного телефона, нажав иконку, можно устроить неприятности явившемуся демону. Так же неплохо показана историчность цифромагии - когда герой проходит в трофейные архивы Аненербе, то видит одну из линий рождения компьютера во Вторую мировую (тут привет как Нилу Стивенсону с "Криптономиконом", так и Лазарчуку с "Посмотри в глаза чудовищ").
Для романа в целом подходят прямые аналогии со "Страной вечного лета" Райяниеми, да и сам автор в послесловии прямо указывает на весьма похожую книгу, которую специально не читал до окончания работы над текстом. Я бы сказал, что занимательно видеть, как традиция ретрофутуризма в кибернетических романах - когда автор пишет про ИИ, потому чуть отматывает ситуацию в прошлое и всё густо посыпает мистикой - создается руками тех же людей, что пишут и вполне футурологические тексты ("Аччелерандо" Стросса - добротная футурология).

Но целиком эти образы книгу на себе не вытягивают. В этом смысле последняя часть - где начинаются внутренние разборки в коллективе - выглядит не пришей кобыле хвост историей, написанной  исключительно для листажа и введения еще одной героини.
Плюс несколько деталей, вставленных явно под веянием времени. Начало нулевых - мода на мультитулы, сложные подобия швейцарских ножей. Конечно, не скажешь, что мир спасли герой и его верный мультитул, но явный оттенок рекламы в сочетании с традицией (у персонажа должен быть эксклюзивный инструмент, который дает +10 к решению проблем) - присутствует. По той же категории проходят соседи протагониста по коттеджу - пара гомосексуалистов. Ну и арабские террористы, куда же без них (универсальные внешние враги далеко не первого класса, которые нужны для развития сюжета. Играют такую же роль, как ливийцы из фильма "Назад в будущее").

Итого. Крепкий коммерческий роман сильного автора. Не гениально, не на 100% оригинально - но бодро и местами захватывающе. Техномагия присутствуюет.
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments