beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

Когда возникают вопросы...



С одной стороны очень интересно было слушать ролик. Рассуждение о малом количестве доступных для советской промышленности моделей и неизбежной ставке на универсальность, кажутся мне вполне обоснованными. С другой - докладчик настолько явно погружен в собственные эмоции, что это снижает объективность его рассуждений.

Первая половина ролика, про модельный ряд - если отстраняться от вопросов политического воздействия на отрасль - эта история узких горлышек. Несоответствие качественно новых задач (постоянно растущих!) и количественной базы. Узость этой базы совершенно не прощала ошибок и требовала давать результат на тех полуфабрикатах, которые уже были. Просто потому, что они были. При громадных вложениях в отрасль - феерическая недостача чего-то критического (двигателей, времени, оборудования). Потому в соотношении специализированного/универсального - неизбежная попытка сделать универсальную вещь, которую по месту приспособят под свои потребности.
Разумеется, тут возникает вопрос о качестве планирования. Но в лобовую сравнивать советский авиапром с более богатыми отраслями, где есть возможность решить проблему, просто за счет технологической реализации большего количества параллельных проектов - имхо, ошибочно. Надо искать случаи в других авиапромах, когда резервных моделей/проектов/производственных линий просто не было. И тогда искать количество ошибок...

Меня больше заинтересовала организация труда на заводах, управленческие возможности отрасли.
- сравнение с немецкой промышленностью. Рассуждения и том, что квалифицированная немецкая рабочая сила была не масштабируемой, находит осторожные возражения уже со стороны ведущего. Но кроме того - кто собирал Фау-2? Люди в полосатых робах, заключенные. Вообще, процент рабского труда в Рейхе к 1944-му поднялся чрезвычайно;
- в этом смысле - очень интересно было бы ответить на вопрос: как использование рабской рабочей силы немцами снизило гибкость их промышленности? И как росла гибкость советской промышленности в 42-45 гг.?
- отдельная тема - каковы были возможности советской промышленности на условных "прорывных" участках, где требовалась именно качественная новизна? Этот вопрос вообще отложили в сторону до 45-го? Потому что в 45-46-м, когда на горизонте возникла Холодная война, удалось достаточно быстро начать не только ракетный проект (он дал результат во второй половине 50-х), но и "самолетный" (который дал результат уже в Корейскую войну).

Посмотрел книгу. Приведу две цитаты:

"Однако последние предвоенные годы стали временем, когда многие расчеты прежних лет рассыпались, как карточные домики на ветру. Поступавшие по различным каналам сведения о существенном отставании Советского Союза от гитлеровской Германии по масштабам авиавыпуска вынудили НКАП перейти к широкомасштабному расширению как за счёт строительства новых заводов, так и путём передачи в авиапромышленность предприятий других ведомств. Как показала практика, тревожные сведения о размерах авиапроизводства в «ведомстве Геринга» оказались серьёзно преувеличены. Это имело последствия как ближне- так и дальнесрочные. Непосредственно в предвоенные годы спурт с наращиванием авиавыпуска любой ценой привёл фактически к слому многих предвоенных планов. Средства и фонды «размазывались» по множеству объектов, в результате нередко тормозилось строительство и ввод в строй не только сверхплановых, но и запланированных заранее предприятий. С другой стороны, многочисленные «недострои» предвоенных лет стали базисом, на который перебрасывались авиазаводы в ходе эвакуации, поэтому хоть и невольно, хоть и не так, как планировалось, однако на деле «сверхплановые» стройки 1940–1941 гг. скорее сыграли «в плюс». Синхронно авиапромышленность была поставлена перед задачей, с одной стороны — резко повысить авиавыпуск уже сейчас (то есть ещё до ввода в строй многочисленных новостроек), а с другой — одновременно с качественным ростом обеспечить качественное изменение авиавыпуска за счёт кардинальной смены модельного ряда."
"В отношении модельного ряда советская авиапромышленность прошла две волны обновления номенклатуры выпуска. Первая волна пришлась на 1941–1942 гг., в ходе которых авиавыпуск практически полностью избавился от устаревших моделей второй половины 1930-х гг. Однако уже в 1944 г. процесс обновления модельного ряда возобновился — на этот раз «в отставку» уходили уже многие модели начала 1940-х, уступая место на конвейере моделям, разработанным с учётом реалий Великой Отечественной войны."

Тут надо добавить "В 1944 г. в советской авиапромышленности работало 620 тыс. чел., а в «ведомстве Геринга» — 786 тыс. чел. Несмотря на это, авиаиндустрии гитлеровской Германии так и не удалось превзойти НКАП по масштабам авиапроизводства. За годы той великой войны СССР произвёл 116 296 самолётов (из них — 97 140 боевых), в то время как Германия смогла выпустить только 88 900 самолётов (в том числе 78 890 боевых)"
Понятно, что технологически немецкие самолеты во многом опережали советские (Ме-262 как самый яркий пример), но на поле боя отставание не было тотальным, и Германия воевала еще с двумя ведущими авиастроительным державами.
Tags: Война
Subscribe

  • Финал "Вампиров средней полосы"

    Увидел я последнюю серию — и много нехороших слов было подумано мною. Потому как шаблонными действиями серьезно запороли финал. Нет, беременность…

  • «Вампиры средней полосы»

    Удачный проект в провинциальных декорациях... Если вы беретесь экранизировать фантастическую тематику вампиризма — то снято уже столько, что…

  • А что делать с таким продуктом?

    Пересмотрел "Конец Вечности" - советскую экранизацию Айзека Азимова, 1987-го года. С одной стороны - работа откровенно слабая. Есть две…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments