beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

Когда возникают вопросы...



С одной стороны очень интересно было слушать ролик. Рассуждение о малом количестве доступных для советской промышленности моделей и неизбежной ставке на универсальность, кажутся мне вполне обоснованными. С другой - докладчик настолько явно погружен в собственные эмоции, что это снижает объективность его рассуждений.

Первая половина ролика, про модельный ряд - если отстраняться от вопросов политического воздействия на отрасль - эта история узких горлышек. Несоответствие качественно новых задач (постоянно растущих!) и количественной базы. Узость этой базы совершенно не прощала ошибок и требовала давать результат на тех полуфабрикатах, которые уже были. Просто потому, что они были. При громадных вложениях в отрасль - феерическая недостача чего-то критического (двигателей, времени, оборудования). Потому в соотношении специализированного/универсального - неизбежная попытка сделать универсальную вещь, которую по месту приспособят под свои потребности.
Разумеется, тут возникает вопрос о качестве планирования. Но в лобовую сравнивать советский авиапром с более богатыми отраслями, где есть возможность решить проблему, просто за счет технологической реализации большего количества параллельных проектов - имхо, ошибочно. Надо искать случаи в других авиапромах, когда резервных моделей/проектов/производственных линий просто не было. И тогда искать количество ошибок...

Меня больше заинтересовала организация труда на заводах, управленческие возможности отрасли.
- сравнение с немецкой промышленностью. Рассуждения и том, что квалифицированная немецкая рабочая сила была не масштабируемой, находит осторожные возражения уже со стороны ведущего. Но кроме того - кто собирал Фау-2? Люди в полосатых робах, заключенные. Вообще, процент рабского труда в Рейхе к 1944-му поднялся чрезвычайно;
- в этом смысле - очень интересно было бы ответить на вопрос: как использование рабской рабочей силы немцами снизило гибкость их промышленности? И как росла гибкость советской промышленности в 42-45 гг.?
- отдельная тема - каковы были возможности советской промышленности на условных "прорывных" участках, где требовалась именно качественная новизна? Этот вопрос вообще отложили в сторону до 45-го? Потому что в 45-46-м, когда на горизонте возникла Холодная война, удалось достаточно быстро начать не только ракетный проект (он дал результат во второй половине 50-х), но и "самолетный" (который дал результат уже в Корейскую войну).

Посмотрел книгу. Приведу две цитаты:
Read more...Collapse )
Tags: Война
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments