beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

Разрыв с технологическим партнером...

Голову на отсечение не дам, но в Японии начала прошлого века - лучшей страной для подражания была Британия.
Общая ориентация на Европу, технологический рывок, который переживала страна, бесспорные победы - соединялись образе островной монархии., которая сделала себе мировую империю "Вот каким надо быть".
Тем более, что из Британии шли важнейшие технологии для военной сферы, для флота, Британия была официальным военным союзником... И не было серьёзных противоречий со страной на другой стороне планеты.
С начала 20-х - это прекращается. Под давлением США официально разорван военный союз. Британия - больше не технологический лидер мира. А тут еще катастрофа с землетрясением в краю Канто, попытка найти себя в новой роли - и начало длинного пути, который закончится в 45-м году... Технологический партнер №1 в военной сфере - Германия - это партнер-неудачник, да и самой Японии прилетело. Романтический флер поблек, и даже в конце 30-х не мог быть таким искренним, как с Британией.
К чему это я? Если посмотрим на историю России-СССР и даже РФ - были ли такие партнеры?
Голландия при Петре I - это стандартный пример. Но вообще получалось так себе. Причина - политические противоречия. Даже не идеологические, а именно вопросы раздела сфер влияния.
Голландия - будучи технологически лидером, при Петре не претендовала на роль великой державы. Торговый перекресток Европы, в котором нужны были российские товары, и подешевле - вот кто она.
С Британией, технологическим лидером второй половины 18-го века и всего 19-го - постоянные сложности. То да, то нет, то может быть завтра или никогда.
С Францией - тоже не всё гладко. Когда её окончательно сдвинули с позиции Страны №2 - она стала работать в спайке с Британией, хотя тотальным лидером, страной-образцом более не являлась. В этом смысле начало 20-го века - время очень интенсивного сотрудничества, но Франция была лишь одной из технологических держав. Жемчужиной в ряду других. Германия круче, Британия порой лучше. А Франция - просто приятнее.
Дальше дело шло по отраслям.
В 20-х - брали все что могли для танкостроения у Германии. Заодно корабли и проекты подводных лодок. У Италии тоже брали - но хотя там продавали военные корабли почти до начала боевых действия с Союзом - Италия в технологическом смысле тоже не фонтан, а крепкий середняк.
Вот для автомобилестроения и авиации, для строительства и нефтехимии, для части индустрии моды и очень во многом для мебели - священным граалем стало сотрудничество с США.
Явных политических противоречий - мало. Есть общая настороженность к Британии. Есть возможность с одной стороны делать оптовые заказы, есть желание с другой стороны загружать свою промышленность. "Дайте два".
В этом смысле 30-е годы еще ждут своего хорошего прозаика (а может быть режиссера, вроде Миядзаки с его японо-германским мрачным образом), который покажет страсть технологического заимствования. Дело шло к созданию общих КБ, к совместной разработке новых образцов техники. Для иллюстрации:
.
"Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) № П22/6—ОП от 30 октября 1939 года «О строительстве самолета типа «Аэрокобра» с мотором АМ-37 с длинным валом и выносным редуктором» утверждалось соответствующее постановление Комитета обороны (КО) при СНК СССР. Оно обязывало НКАП, директора завода № 301 Эскина Ю.Б. и главного конструктора Гудкова М.И. поставить первый экземпляр самолета типа «Аэрокобра» на госиспытания к 15 августа 1941 года, а второй — к 15 сентября 1941 года[882]. Речь идет о самолете, который предполагалось построить по типу истребителя США Р-39 «Airacobra», разработанного фирмой «Белл» (Bell). " /Степанов А.С./
.
В самих США этот самолет испытали весной 39-го, заказали малой партией, летом допиливали, подгоняли, у военных были свои претензии. А осенью в Союзе окончательно решают, что надо бы производить самолеты по этой же схеме у себя.
А "Дугласы" - это вообще идеал заимствования.
.
Но закончилось все приблизительно так же, как у США с Китаем лет пять назад.
Вмешались стратегические соображения. Разумеется, под благовидным предлогом. Если Китай осуждают за права человека, то СССР - за "бомбардировку мирного населения с воздуха". Имелась в виду Финляндия. С 2 декабря 1939-го - очень многое замерло. И даже после заключения мира с Финляндией - не оттаяло. То есть объем торговли после санкционного удара начал расти, но это были уже скорее количественные поставки. Прорывные вещи не допускались.
А с 22-го июня - многое поменялось. И в 42-43-м те же "Аэрокробры" пошли - США отгрузили Союзу половину из всех произведенных "Аэрокобр". Но уже как товар, а не как технологический образец.
.
Так что можно обобщить и немного прогнозировать - что у РФ было по "трансферу технологий" последние годы, и что будет. Примеры с "Мистралями" (которые были нужны как технологический образец), примеры с регулярными обломами при попытке купить двигателестроительные заводы. РФ не входит в пул западных стран, и не войдёт туда. Потому попытка купить что-то не-бытовое, какой-то способ прыгнуть вперед - будет рубиться. Потому РФ - в вечном поиске той страны из западного пула (например, Южной Кореи), которая прямо сейчас готова продать необходимое. С другой стороны - РФ находится во взаимном технологическом партнерстве с Китаем, и это партнерство (не смотря на все политические требования) - пока ограничено. Тут можно и про АЭС рассуждать, и про железные дороги, и про много чего еще. Но, имхо, оно будет нарастать. Чем больше Китай будет вырывать вперед - на фоне остального мира - тем больше РФ будет играть на противоречиях "у кого покупаем вот это".
Tags: Война, размышлизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments