beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Пропаганда наглостью

Пропаганды без наглости не бывает. Но одного этого качества недостаточно. Назойливые попытки заставить человека встать на твою точку зрения должны содержать еще хоть что-то. Красивые образы, громкие призывы. Оригинальные выдумки.
Если этого нет - пропаганда особенно отвратительна. Как реклама сетевого маркетинга.

Вот образец такой продукци: очередная колонка в "Дневнике для избранных" (скромное название, скромный человек, сразу видно) http://www.comments.com.ua/?krit=1271350017

Разберем эту налость по пунктам.

Пункт 1.

"ВРЕМЯ от времени беспощадная газетная молодёжь напоминает Ивану Драчу, Дмитрию Павлычко и Владимиру Яворивскому кое-что из их советского прошлого, и то как раз, что старики хотели бы забыть прочнее, чем все другие грехи молодости. "Украине молодой" их письмо 1973 года председателю КГБ СССР Ю. Андропову: «Мы, украинские советские писатели, решительно осуждаем действия так называемых литераторов Светличного, Стуса, Сверстюка, Караванского, математика Л. Плюща, В. Некрасова и др., которые погрязли в националистическом болоте и не раскаялись в своей антисоветской деятельности. Нет и не может быть прощения им, замахнувшимся на самое святое... Украинский народ никогда им этого не простит».

Признается наличие простого факта: множество нынешних идейных укараинцев - раньше были идейными интернационалистами. Надо как-то объяснить это.

Пункт 2
"Вопрос не в том, почему они это написали, как и не в том, штатным или внештатным сотрудником КГБ был тот или иной из них. Интереснее другое. Почему они сегодня не в андроповско-путинских рядах? Почему они, как только началась горбачёвская «перестройка», ушли в «националистическое болото» и с тех пор пребывают в нём? Ведь ничто не мешало им оставаться настоящими советскими литераторами, какими они предстали в письме Андропову («Никаким отщепенцам не удастся рассорить нас с ленинизмом, с Коммунистической партией» и т.д.). Это не сулило бы им лишений. Ни одного дня украинской независимости не бедствовали те, кто хранит верность советизму. Получается, что бандеровскую стезю господа Драч, Павлычко и Яворивский выбрали, скорее всего, не из шкурных побуждений".

Хо-хо. Прще было бы сказать иначе: Яворивський человек бедный. Он подвижник украинства - бессеребренник. Но это была бы окровенная ложь. Все кто его видят на политических шоу, замечают. что на подвижника этот челове не похож. Значит агитатору надо поставить все с ног на голову, и сказать, что сторонники "советизма" вполне обеспечены, а на их фоне...
Не худо было бы назвать фамилии этих обеспеченных деятелей современной украинской культуры. А то слова автора становятся чистой фантастикой. И не худо бы упомянуть, что громадное количество пенсионеров - вполне себе сторонников советизма - бедствуют. вымирают от недостатка лекарств. Тогда все станет еще яснее.

Пункт 3
"Можно предположить, что они не хотели помогать преследователям Стуса, — их вынудили. Ведь «у жизни есть мрачные силы — /у кого не слабели шаги / перед дверью тюрьмы и могилы!». Это — Некрасов, 1868. Быть видным литератором, а стать, как Вацлав Гавел, безвестным кочегаром — тоже не мёд. «Учёный сверстник Галилея / был Галилея не глупеее/, он знал, что вертится Земля, / но у него была семья». Это — Евтушенко, 1956. И они, как только представилась возможность, принялись мстить строю, который ставил их перед таким выбором. Во многом этим может объясняться их руховская активность, принёсшая им лавры, должности и достаток. Не должен быть отброшен и мотив искупления. Человек может рассуждать так: я не смог стать героем — и стал предателем, я был в числе гонителей Стуса, поэтому должен теперь превзойти себя в служении делу, за которое тот погиб"

Образец передергивания. Только автор сказал, что они вроде бы не за деньгами шли, как сам и говорит, что руховская деятельность принесла им должности и достаток. Опять-таки не лишне будет заметить, что упомянтые граждане и при советской власти не бедствовали. Не гремели тачками по гулагам, не добывали уран. Нет. Они были вполне состоявшимися деятелями, которые регулярно печатали свои произведения.

"Среди руховцев они всегда чувствовали себя в своей тарелке. Это, наверное, главное. Человек не любит без особой нужды покидать свой природный круг. В душе они всегда были за украинскую независимость и демократию. Это как порода или врождённая предрасположенность к определённому мировосприятию. Можно (можно, друзья!) быть плохим человеком — тщеславным, злым, трусливым, даже хапугой, а при тайном (тайном, друзья!) голосовании встать под жёлто-голубое знамя"

Каков стиль, каковы фразы. Низка перлов, а не заметка. Сразу возникают вопросы - как раз про знамя, вокруг которого кучкуются такие вот субъекты. Нет ли в нём чего особенно для них привлекательного?

"Важно также, что они, сочинители, обладают кто большим, кто меньшим художественным даром. Чувство гармонии, оно сродни чувству правды и восстанавливается в человеке, как только его перестают насиловать. Тут происходят интересные вещи. Белорусская пословица гласит: рана болюча, да хутко горюча. Ты просто забываешь, какие гадости творил. Будто это было с тобой под гипнозом. Очень мало кто способен так мучиться угрызениями совести, чтобы стать отшельником, а не депутатом и лауреатом. Человек слаб — это лучше всего понимают на полюсах. На одном полюсе — кто знает об аде только понаслышке: дети свободы, продукты цивилизации, пронизанной духом терпимости, великодушия и милосердия, на другом — кто прошёл все круги ада"

Ну что тут еще можно прибавить? Прямо таки хочется зарыдать от умиления. Получается, что идея украинства - она вроде крещения, смывает все грехи. И теперь если эти люди продолжают пользоваться всеми благами жизни, должностями, деньгами (в то время как миллионы вокруг могли бы жить и получше, или хотя бы просто жить, а не умирать), они просто сменили пластинку. Но не надо, убеждает нас автор, видеть в них бесхребетных сволочей, приспособленцев, иуд. Они просто творческие личности, которых раньше насиловали.
Только возникает вопрос - если завтра что случиться, и выгодней станет совсем другая политическая ориентация, может вдруг выясниться, что их нынешняя позиция вовсе не позиция, а поза? В которой их насилуют?
Subscribe

  • Эстетический контраст как основа технофэнтези

    Статья участвовала в "Фанткритике-2020", опубликована в "Полдне". Стимпанк, дизельпанк и киберпанк как эстетические традиции. Теперь доступна по…

  • Космос и океан

    Есть достаточно старая дискуссия - почему столько внимания космосу, ведь океан для современной цивилизации на 95% еще плохо изученная территория, и…

  • Вильнёв делает под Веласкеса

    Конечно, меня могут поправить насчет фамилии художника :) С главным героем тут явно уклон в Караваджо. Но суть от этого не изменится - видно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments