beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Бессмертные организационные решения

Прочел тут любопытнейший документ: "Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви на встрече с духовенством Тверской епархии" http://www.patriarchia.ru/db/text/1212900.html

Обсуждались управленческие вопросы, как внутрицерковные и так по отношению к мирянам.

Впечатления порой самые противречивые. С одной стороны есть четкая и ясная установка, даже требование - поднять село. И это хорошо. Только государство с этим делом не справляется и воздействие мощной организации, которой становится церковь - это помощь. С другой стороны, в попытках разъяснить нормы идеологической работы, патриарх иногда выдавал такие предложения: "Думаю, то же самое можно делать и в отношении работы с молодежью. Почему бы священнику не устроить просмотр фильма с молодежью? Время от времени появляются прекрасные фильмы. Вот сейчас Никита Михалков снял прекрасный фильм «Предстояние» — фильм с ясным религиозным измерением. Его критикуют, но, думаю, критикуют именно те, кому было не по душе религиозное измерение этого фильма. Картина на примере Великой Отечественной войны — какая почва для беседы! И молодежи интересно прийти и посмотреть, да еще и вместе с батюшкой". Тут, как говорится, занос чистой воды - аккуратнее надо с выбором лент: если фильм правилен церковно-идеологически, это не значит, что он правдив исторически и хорош как произведение искусства.

Что до самих организационных решений.
Простым глазом видно, что некие резервы своего экстенсивного расширения церковь исчерпала. Грубо говоря: новые храмы появились, и те кто просто хочет ходить в эти храмы - туда ходят. Можно постороить еще сколько-то архитектурных сооружений и в каждом посадить по человеку с крестом, но эти архитектурные сооружения останутся полупустыми.
Следовательно, нужны не просто обряды, но слияние с социальной жизнью территории. Отсюда требование оснастить каждого сельского священника автомобилем и служебным телефоном (с часами приема). Прямо говорилось о создании библиотеки и сайта каждого благочиния.
Впечатлило следующее: "А почему бы на благотворительной основе не привезти в такую деревню врача и не устроить медицинский прием — особенно если требуется специальная медицинская помощь? Можно обратиться с соответствующим прошением к правящему архиерею. И привезти на благотворительной основе медика — у нас есть общества православных врачей; а если где-то нет, то такое общество надо создавать. Когда мы устраиваем миссионерские путешествия по Сибири — на поездах или на кораблях — так всегда и делается: священники проповедуют, врачи ведут прием. Иногда даже юристов приглашаем в эти поездки, чтобы они осуществляли юридическую помощь. У Церкви есть такая возможность приглашать специалистов — это и будет реальная помощь селу, помощь прихожанам и не только им". То есть церковь стремится быть просветителем и отчасти попечителем местности - и у неё на это есть средства.
Аналогичен пассаж с требованием каждому храму и монастырю обеспечить свой попечительский совет, и лучше чтобы туда входили люди повлиятельнее. Простой проповедью в храм этих людей не привлечешь, но если они будут организовывать какую-то стройку, какие-то действия, то с высокой вероятностью воцерковятся.
Одновременно требование в сельских приходах работать с беднотой, знать её в лицо.

Итого: есть стремление церкви пронизать всё общество, стать своего рода лимфатической системой государства. И совершенно очевидно есть некий вакуум, социальное пространство, в которое она может прорастать и активнейшим образом прорастает. Пока этот вакуум будет сохраняться - мы будем наблюдать рост структуры.

П.С. Ценителям стиля - перечитайте рассуждения патриаха. Бьюсь об заклад, они напомнят вам рассуждения кого-то из отечественных политиков.
Tags: размышлизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments