"Недотепа" Лукьяненко

Много читал разборок в сети, посвященных этой вещице. Решил и оригинал прочесть.

Общее впечатление: он шел на Одессу, а вышел к Херсону - очень похоже на Дьяченок, "Ключ от королевства" плюс отзвуки "Магам можно все". Но ни самостоятельного мира, ни жизнеспособного общества. Суперволшебное "как я провел лето в своих скитаниях" + мегапозитивная концовка.

Что хорошего:
- легко читается;
- юмор в своей значительной части смешон, я три или четыре раза искренне расхохотался (феечка откровенно удалась);
- есть несколько хороших "фичей" - например, когда соправитель, убивший своего коллегу (и отца главного героя), не просто отпускает паренька на свободу, чтобы собственный сынок не дремал, но и заранее обучает несколько десятков сирот, чтобы они изображали из себя наследника в бегах. То есть главный герой оказывается едва ли не в толпе самозванцев, которые тоже хорошо знают генеалогию, умеют вести себя за столом и т.п. С одной стороны (для автора) это отличная предпосылка, чтобы главный герой не полагался только на происхождение, а еще и раскрывал свой характер, с другой (внутреннй логики произведения) - стресс-фактор ленивому наследнику обеспечен, при том что каждый выступающий претендент будет нести на себе клеймо самозванства.

Что плохого:
- уровни произведения не складываются в единую картину. Есть история юного наследника (более или менее сказочная, явно деский уровень), есть шуточки "типа для образованных" (например книги о зомби "Живой труп", "Мертвые души", "Живые и мертвые"; или же шуточки феечки: "Делайте любовь, а не войну"), и есть заманухи для подростков (корректные эротические предощущения главного героя, и его же первые любовные коллизии). Из-за этого расслоения очень сильно страдает целостность мира, сочиненного автором: чтобы прямо ввести в сказочный мир элементы нашего мира, нужен предлог. Герой ОТСЮДА или параллельный мир или еще как - но в тексте нет и намека на аккуратное использование интересных для нас шуток. Раз, и "гордо реет буревестник";
- главный герой у нас крут. Он невиданно крут. Он такой маг, что и родителей воскресить может и практически все у него получается. Все, кто выступют против него, обречены на поражение. В этом смысле интрига умирает где-то посередине книги. И даже арест при въезде в столицу учителя магии - не вызывает опасений;
- в качестве онтологического обоснования магии взят самый прямолинейный вариант платонизма. На мой вкус это примитив, но тут могут быть разные мнения.

Вывод: До уровня текстов "Мальчик и тьма" или же "Холодные берега" это произведение не поднимается. И до уровня текстов "Варан", "Магам можно все" и "Медный король". Весело, легко. Отдельные очень редкие претензии на глубокомысленность дела не меняют. По формату это больше похоже на мультики о богатырях - но ведь книга не мультик? Вторую часть читать неохота.
"Ключ от королевства" - попадание нашей современной девочки в мир магии. Что общего? Только возраст ребенка?
"Мальчик и тьма" нечитабелен. Детям это -нельзя.
Недотепа - очень хорошая и добрая книжка, которую с удовольствием прочитает и большой и маленький.
"Ключ от королевства" - ставит тот же вопрос "Кто я такая?" (в расшифровке - чего стою, что умею, что могу, зачем живу и т.п.). Недотепа тоже должен понять, кто он, и "попробовать на вкус настоящей борьбы".
Кроме того я бы сказал суть магии чрезвычайно похожа.
Насчет нечитабельности "Мальчика и тьмы" - я получил текст уже не ребенком, читал с восторгом.
Насчет доброты - не отрицаю. Тут её с даже перебором.
Прочел не то чтобы с удовольсивем, но смеялся. Второй раз вряд ли я открою этот файл. Просто потому, что ответа на вопрос "кто я такой" так дано и не было. Ответ "я суперудачливый маг с мегасилой" - не принимается:).