beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Лазарчук "Спираль"

Хороший пример недостатков "проектной" литературы, которые высвечиваются на фоне несомненно качественной работы автора.
Книга из проекта "Сталкер" - обновленная Чернобыльская зона (которая обросла еще и "филиалами", и стала как одноименной игрушке), в ней бандиты, военные, команды ученых. Главный герой ("мне 25, а я до сих пор на знаю, чего хочу" (Гребенщиков)), устраивается на работу отчасти из-за любви, отчасти из-за поиска самого себя. Но вот его любовь - пропадает в зоне. Бросок на выручку, приключения и приз: его любимая девушка "о двух телах" - она и её страшненькая сестра теперь делят одно "вместилище духа", которое изрядно трансформируется при смене личности (как я понял).

Что хорошо:
- начало развития сюжета, сжатие пружины интриги. Отлично расставляются на доске новые фигуры;
- автор попытался аккуартно внести в речь героев новые жаргонизмы;
- описание зоны - будто снова игрушку на компе установил;
- политическая составляющая мира, созданного автором.

Что плохо:
- финал оставляет слишком много вопросов. Так полноценно не "выстрелил" тот мужик со слепой собакой, который стал предвестником посещения зоны, непонятно, чем отольется в итоге разборка с немцами, непонятно, что с оставленным раненым, "проглочены" последствия ограбления спящего героя;
- мотивации персонажей. Здесь отровенный перебор с фирменным приемом Лазарчука, когда подается какая-то покореженная, неясная эмоция, очень сложный мотив начинает вырисоываться, но не детализируется - однако читатли сами обо всем догадаются. Здесь педаль газа с надписью "любовь" дергается потоянно, но слишком уж хаотично. В результате чем ближе к финал, тем большими идиотами выглядят персонажи;
- фирменный лазарчуковский приём увязывания "онтологических" проблем и личных сложностей - работает очень слабо. Есть только намек, что в зоне каждый мог углядеть своё, но он не расшифровывается до конца. Что "за крапивой" тоже не разъясняется нормально. И тому подобное. Чтобы увязать одно с другим (да еще в заданных проектом рамках) требовалось куда больше работы...

Итог: наверна, автор мог бы вжиться в мир Сталкера куда как лучше. Может быть, ему удалось бы создать лучшую вещь всего цикла. Но зачем? Взят подряд, исполнена работа, при том что десятки людей уже создали что-то похожее и радикально выделиться наих фоне, скажем так, сложно. Все равно, что написать свой "Реквием" (в хорошем смысле), написать свою "Пьету". Но фантастика, он ведь требует оригинальных идей, зовет к глубинным разработкам.В результате слишком просто создать что-то твердое, добротное, но сероватое.
А этот текст - сероватый.
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments