beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

"Сотворенность" мира и внутреннее время системы

Возьмем любой технологический процесс. Скажем, изготовление швеллера или двутавра :)
Если ковать вручную, или большими молотами с водяным приводом - долго и будет много брака.
Если пропустить через стан прокатный - быстрее, качественнее, шире номенкатура.
Если поставить МНЛЗ (машину непрерывного литья заготовок) - еще быстрее и возможности прям зашкаливают :).
То есть чем совершеннее у вас процесс, тем меньше времени он занимает.
Если представить себе мир, как некий процесс, идущий от сотворения до страшного суда, то возникает вопрос о его продолжительности - ведь если демиург совершенен, то и скорость процесса должна стремиться к нулю.
Разумеется, скажут многие, что внешнее время и внутреннее могут различаться - как субъективно для наблюдателя Земля есть неподвижный центр вселенной, так и с точки зрения человека мир обладает собственным временем, хотя "снаружи" все идет мгновенно.
Мысль не первой свежести: разницу во времени для смертных и богов еще в древный Индии подмечать стали.
Но!
Если сравним те же процессы в металлургии - то чем совершеннее процесс, тем меньше повторов и "развилок" в нём. Ковка подразумевает многократное механическое воздействие, в том числе и по исправлению, нагревание/остывание. Прокатный стан - превращает заготовку в швеллер за один прогон сквозь ряд клетей, исправления не нужны и все воздействия строго отмерены, как кузнецу и не снилось. Если же возьмем МНЛЗ - то и лишнего нагрева заготовки у нас нет - сталь в процессе остывания приобретает форму швеллера. Так внутреннее время процесса сжимается в точку.
Если мир у вас совершенен и суть процесс от сотворения до страшного суда (с неким полезным выходом душ праведников :) ), то не должно быть никаких колебаний, никаких сомнений, повторов, циклов, возвращений на круги своя.
Самопознание мирового духа должно идти быстрее, чем установка "Винды" :)
Стрела времени (мг, Аврелий Августин) должна мгновенное соединять творение и конец света.
И тут мы упираемся в другую проблему - соотношение фатализма и свободы воли.
Казалось бы, если человек принимает решения по свободе воли, то историческое время не может сжаться до точки. Ведь должны быть промежутки между актами принятия решений и неизбежные повторы, оценка последствий и т.п. Это так. Но лишь в том случае, если либо человек несовершенен (душа несовершенна), либо мир. В совершенном мире совершенная душа должна становиться свободной, праведной и т.п. - без глупости, без повторов, без напрасных страданий.
То есть в сотвеоренном мире, даже со свободным человеком - должна быть исчезающе мала доля напрасных услилий (С. Лем хорошо описал это требование по отношению к биосфере - если бы природа была разумной, то проблемы с зубами, шерстью и т.п., которые возникают у новых видов живых существ, получали бы решение из старых видов, а так они "создаются" практически с нуля).
Разумеется, есть еще и фраза Гегеля "Все действительное разумно. все разумное дейсвительно". Но это жене значит. что все разумно ОДНОВРЕМЕННО. Эволюционное развитие мира делает одни формы глупыми-устаревшими, а другие - разумными-своевременными.
но чем более технологично у нас производство, тем большее число процессов идет одновременно или теснейшим образом пересекается. Остывание заготовки и её же прокатка. То есть мы бы наблюдали не пирамиду, где внизу - становление континуума вселенной, потом планеты, потом жизни, потом общества. Нет. Все это шло бы одновременно.
Как? Вопрос уже не ко мне :)
Tags: размышлизм
Subscribe

  • Три уровня качества аниме:

    - не стыдно показать Фрейду; - Фрейд зовет Юнга посмотреть; - психиатры нервно курят в углу...

  • Грета вам не Герда!

    фото взято у congregatio

  • Налог на бедность...

    На итальянском острове Сардиния, в городе Онифери власти издали указ, которым запретили местным жителям болеть коронавирусом. В частности, такое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment