Г.Ю. Цезарь
Тектонические толчки после думских выборов на поверку оказались шумом от проходящего поезда (хотя крики в сети поначалу производили впечатление). Митинг один, второй, третий, пятый. Политические силы «выражают протесты», а «ЕР» напоказ барабанит о хорошем настроении.
Но в головах у множества технологов от политики один вопрос – март. С чем участвовать в милой весенней разборке тяжеловесов? Потому митинги, с точки зрения думских выборов есть махание кулаками после драки, а с точки зрения президентских – смотр частей и начало мобилизации.
Что же показали эти «политические парады»?
На условно «правом» фланге шатаются политические зомби, которые не успели разложиться со времен 90-х. Это признают практически все вменяемые и многие невменяемые люди. При полном отсутствии сколько-нибудь единой организации налицо кучки вождишек, вождиков, «светочей мысли» и просто грантоедов. Те пять-шесть миллионов офисного планктона и обслуги олигархов, которые хотят жить сытнее, тратить на себя больше и отгородиться от «плебса» - могут составить движущую силу новых партий. Но эти вождики налипнут на любое дело и потопят любой корабль. Все попытки быстро смастерить хоть что-то организованное больше напоминают «Остров Пигвинов» А. Франса – а именно главы о попытках реставрации династии Драконидов в республиканской Пингвинии. Кто читал, поймет, в чем убожество «революции п…датых шуб».
На левом фланге ситуация получше. Есть довольно большая организация – КПРФ. Есть несколько более или менее вменяемых течений (Кургинян). Увы, и тут проблемы. С тех же 90-х вместо турбин в КПРФ установлены клапаны на сброса пара. Политическое топливо подается, а КПД временами мало отличается от нуля. Причем видно, что партийную верхушку устраивает абсолютно все, а рядовой состав коммунистов не может её заменить. Пока коммунисты не решат эту проблему (блин, ну попытайтесь хотя бы помидорами его закидать ;), или лучше адекватного человека из низов выдвиньте), левый фланг будет неизменно добиваться частных успехов и проигрывать главную схватку за власть. Впрочем, вождишек на левом фланге тоже хватает (Калашников).
Партия власти, при всей её мощи – тратит основные силы на борьбу с собственным разложением (КПД этих действий низок до безобразия), пытается стабилизировать ситуацию и двигать какие-то проекты. О проектах – ниже, но главное ощущение от её деятельности «можно и получше».
Так чего же могут добиться эти силы?
«Правые» вполне очевидно хотят повторения оранжевого сценария, когда под угрозой (толпа + виртуальные санкции против счетов в Швейцарии) власть добровольно вычищается из кабинетов. «Это, я думаю, вряд ли» (товарищ Сухов). Если вспомнить ту же Украину – то оранж готовился несколько лет, причем в открытых формах. «Украина без Кучмы» шла месяцами. Успели и людей подобрать, и связи наладить, и управление организовать. Тут подобной роскошью и не пахнет. Учтем, как власти совсем недавно удалось сбить рост активности националистических организаций. Однако перехват власти может и не быть целью. Кукловодам (а совсем без кукловодов не бывает), нужен скорее хаос. Для достижения хаоса нужны те самые полмиллиона на митинге плюс - что значительно важнее – устранение Путина. Пока это единственный чиновник, который обладает достаточной легитимностью для разгонов и «подавлений».
Ситуация, естественно, отличается, от 1991-го – тогда множество людей стремилось разграбить «ничейную» собственность, а сейчас обличенные властью понимают, что в хаосе они потеряют контроль над сытными участками (счета в Швейцарии конфискуют на раз). Но насколько эти «собственники» организованы и могут перехватить управление, в случае мгновенного «вакуума власти»? Тут возникает окно возможностей для внешних сил.
«Левые» - простым глазом видно, что Зюганов выборы проиграет. Он органически не способен их выигрывать. И дело тут не в его коммунистических убеждениях, а в общей нерешительности, аморфности, уступчивости. Неудачник – и тут уже ничего не поделаешь. Левые могут сработать своего рода стабилизатором при критической ситуации. Прежде, чем брать власть, жизненно важно решить внутрипартийные проблемы.
Но что же сам Путин?
Претензии к нему тоже растут. После стабилизации на повестку дня стал важнейший вопрос: Россия не должна быть страной «периферийного капитализма». Это понимают практически все. И власть даже принимает меры – но мееедлееннооо и мало. «Слишком мало и слишком поздно» - какой-то ленд-лиз стране от собственного правительства. С одной стороны таможенный союз, с другой – до сих пор не приведенная в разум Южная Осетия. С одной стороны – проведение газопроводов на восток, всевозможные «Северные потоки» и Усть-Луги, с другой - чудовищно медленный перевод торговли ресурсами на рубли. С одной стороны реформирование армии – с другой темпы её перевооружения. С одной стороны – нефть «вернулась в казну», с другой – лес, рыба и янтарь мееедлеенно возвращаются, не говоря уже о странностях этого года с железной дорогой.
Требуется устранение «класса-фага» (по терминологии Кургиняна). Если губернатор отправляет своего сына учиться в Англию, то чей он после этого губернатор? Если чиновник думает, что спокойная старость ему гарантирована только на «оффшаре» (летающий остров из нового романа Пелевина), и стремится туда всеми фибрами души – то никакого рывка не выйдет.
Кто-то мечтает об опоре Путина на левые силы, но произойдет ли это?
Такова, имхо, картина «В ожидании весны».
</lj-