beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Илья Новак "Петля Мёбиуса"

от зачем люди пьют плохой, не очищенный самогон?
Смотрят на неряшливую мазню, где еще можно узнать контуры предметов, но глаз быстро устает и накапливается отвращение? Едят всякую гадость (при условии, что могут и хорошо поесть)? Наверное, это странное желание временно отключить мозги. Чтобы без мечтаний, без расслабленного состояния, практически без кайфа. Ударился головой о стенку - и порядок.
Подборка повестей/рассказов - как раз проходит по этому профилю. Сюрреализм с навязчивой телесностью, с удушливыми метафорами, с бесконечным нагнетанием безнадеги, которая не столько страшная, сколько отвратительная. Стёб, который перерастает в трэш, и трэш царствует как он есть.
Все плохо, а становится еще хуже.
Первое произведение сборника - "Ризома" - это часть биографии и серьезное приключение некоего человека из будущего. Но в процессе приключения идет переход от киберпанка к угрюмым полуфэнтезийным декорациям: вот идут рассуждения, что работникам фирмы прививают религиозную веру в начальство, вот герой знакомится со жрецом дикарского племени, который носит свои вырезанные глаза в стеклянной баночке на шее (племя живет на космической станции), а вот он побеждает клон директора фирмы, который задумал создать новое божество. Автору нельзя отказать в живости воображения (чего стоят только деньги-паразиты, которые поселяются в голвах людей. и чем денег больше, тем человек глупее), но это живость воображения человека, который путешествует по собственному кишечнику. Концовка, как говаривал доктор Хауз, довольно мрачная.
В рассказе "Пищевая цепочка" читателям показывают биографию песни, представляя её живым существом. И снова - начальные декорации предстают чем-то киберпанковским, но чем дальше, тем больше в тексте торжествует механизированная телесность, какие-то все более пещерные ассоциации. Роботы как дикари, восстания, поражения, смерти...
Рассказ "Атмосфера. Другое место" - чистая постапокалиптика. Жизнь последнего мальчишки на Земле, покоренной пришельцами, паразитирующими на различных формах разумной жизни и сводящими разумные существа на уровень животных. Страдания, кости, кровь, мясо. Живые тележки, извергающие одурманивающую кровь, грузовые гусеницы и много чего еще. Как итог - Земля тонет в жидкости (соке) дерева. Пришельцы убираются. Мальчишка, скорее всего, погибает в развалинах музея, когда смотрит на последнюю панораму из старых времен.
Сравнительно живая повесть "Никотин", но и там - чернушно-неопределенная концовка.
"Племя воздушных шаров" - воспитанники интерната встречаются со сказкой, с волшебством. Для них это завершается, фактически, попыткой самоубийства.
В текстах довольно мало диалогов, автор предпочитает рассказывать. Герои прорисованы скупо и характеры их ощущаются слабо в том смысле, что совершенно неясно, каковы будут их дальнейшие поступки или хотя бы реакция на новую информацию. Сложных, детективных интриг сравнительно мало - автор дает и дает новые вводные, нагромождая декорации в своих постановках. Герои постоянно ищут некие сверхъестественные силы, пытаются вдохнуть трансцендентности - это плохо для них кончается. Целей в реальном мире у них либо нет, либо они заведомо недостижимы.
Имена героев - большей частью короткие слова, безо всякого смысла (многие должны помнить этот эффект при чтении иностранной фантастики еще во времена оны - героя называют "Хнут", а могут и "Пелисор", а могут и "Чуказ" - только вот почему, фиг его знает. Ни приблизительного набора имен, ни значения имени, ни исторических аналогий).
При желании тексты можно уподобить "Пересечению Эйнштейна" С. Дилэни - если только представить себе "Пересечение", порубленное на пять частей, которые поменяли местами. Читал я и другие произведения в том же духе (например, "Странсвия Сенора"), но редко складывалось у меня от них хорошее впечатление. Пожалуй, единственный текст, что я могу вспомнить навскидку, в котором скользит такая же безнадега, но который есть целостный роман и обнадеживающим финалом - "Подземный гром" (о жизни Рима во времена Нерона).
Так что осторожнее с текстами, предупреждаю. Чтобы потреблять такую литературу, требуется навык...
Tags: Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments