beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Небезынтересная статья Д. Е. Мартынова о китайской утопии

"В статье рассматривается неприменимость наработанных западными общественными науками подходов к исследованию утопизма к условиям Китая. Обосновывается тот факт, что древнекитайский общественный идеал не является утопическим идеалом. Собственно утопизм в Китае появился в конце XIX в. в связи со знакомством с западной философией и картиной линейного исторического времени. В силу исторических особенностей, утопизм в Китае прекратил существование, не успев возникнуть".

Преимущественно историческое исследование - автор подлробно рассматривает, могли ли потнециальные авторы китайских утопий заимствовать идеи у своих европейских коллег, и почему этого не было сделано. Вывод достаточно прост: к 1890-м, когда  в Китае появилось досттаочно переводной литературы, из которой прямо можно было заимствовать образ Утопии - уже слишком многим стало ясно, что одними сказочками дела не решить

Но куда более интересно то различие, которое автор проводит между "стандартными" европейскимми утопиями и теми китайскими произведениями, которые некоторые современные исследователи считают утопиями и причны такового различия.

"...В статье А.И. Кобзева, помещённой в уже упомянутом сборнике [Китайские социальные утопии, 58–103], можно найти чрезвычайно интересный вывод. А.И. Кобзев констатировал, что, несмотря на повышенный интерес конфуцианских мыслителей к социально-политической и этической проблематике и стремление к её всесторонней и детальной разработке, в рамках конфуцианства так и не было создано «полноценных» социально-утопических произведений [Там же, 58]. Объясняется это несоответствие двумя факторами. Во-первых, с самого своего возникновения конфуцианство претендовало на роль официальной и ортодоксальной идеологии и во II в. до н.э. этого статуса добилось, и сохраняло его вплоть до начала ХХ в. Утопия предполагает и стремление к коренному изменению существующих государственных и социальных установлений, конфуцианцы же были полностью инкорпорированы в окружающую их социально-политическую реальность, поэтому даже при самом резком социальном негативизме критиковали не принципы устройства общества и государства, а их конкретные воплощения — т.е. определённых лиц. Всякое социально-политическое реформаторство в условиях господства конфуцианской идеологии приобретало черты личностной направленности. Во-вторых, специфическое конфуцианское и, шире, китайское представление об императоре как о телесной персонификации государства с неизбежностью выводило социальное реформирование из теоретической в практическую область [Там же, 59]..."

то есть конфуцианцы, которым по утопической части и карты в руки - слишком плотно кормились при власти. Потому с отдельными взяточниками и даже тиранами боролись, а вот насчет радикальной смены всего и все - этим больше даосы увлекались. но у них именно что сказочки, преимущественно в ностальгически-крестьянском формате.

Сам текст статьи Мартынова здесь - http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=445&Itemid=52

Tags: Будущее, Литература
Subscribe

  • Эстетический контраст как основа технофэнтези

    Статья участвовала в "Фанткритике-2020", опубликована в "Полдне". Стимпанк, дизельпанк и киберпанк как эстетические традиции. Теперь доступна по…

  • Космос и океан

    Есть достаточно старая дискуссия - почему столько внимания космосу, ведь океан для современной цивилизации на 95% еще плохо изученная территория, и…

  • Вильнёв делает под Веласкеса

    Конечно, меня могут поправить насчет фамилии художника :) С главным героем тут явно уклон в Караваджо. Но суть от этого не изменится - видно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments