Технопроплешины сериала "Революция"

революц
Прежде чем рассуждать о технике в сериале, надо сделать три обязательных предуведомления:
- сериал "Революция" изначально делался как нечто гламурное. Свои родовые травмы он не изжил и вряд ли когда-нибудь изживет. Если женские персонажи неизменно сохраняют прическу, будто у них в рюкзаке запасы "хэден шолдерса", а вокруг между прочим катастрофа и много лет идет идет вялотекущая гражданская война, то медицина здесь бессильна;
- я догадываюсь, что бюджет таких сериалов не резиновый, приходится много чего выдумывать на ходу, экономить на больших батальных сценах и на интерьерах, на машинах, да буквально но всем. Но креатив изобретальность пока не отменяли, надо крутиться;
- сам я человек гражданский, к армии имею чисто теоретическое отношение, потому ко всем рассуждениям о военной техники (да и любой другой тоже, чего уж там) готов принимать уточнения.

Итак, по фантдопущению сериала, выпустили во время очередного эксперимента в атмосферу кучу (миллионы, миллиарды) наноботов, которые электричество гасят. То есть вообще - Ом и Кирхгоф рыдают в могилах. Через систему флешек можно временно отключать этих тварюшек в радиусе метра, а если генератор собрать, то и сферу диаметром в пару сотен метров можно вернуть в электрическую эру. В процессе развития сюжета выясняется, что еще можно человека такими штуковинами подлатать и даже рак в финальной стадии остановить.

На территории США - прошло 15 лет - трэш, угар и феодально-бюрократическая раздробленность. Сюжет вертится вокруг противостояния самозванному генералу Монро, который создал "республику" в стилистике развитого ницшенства. Республика не все Штаты охватывает, а так, кусочек. В Техасе и Калифорнии - свои крутые парни, в гробу они видели "генерала" Монро. В Джорджии жена Саакашвили своя презедентша, у которой дело поставлено даже лучше, в том смысле, что цивилизация ощутимее. Но подробно сюжет разбирать нет смысла - большая часть героев попросту бессмертна, хотя парочку все-таки прикопали, а до финала первого сезона еще несколько серий.

Чего ожидаешь от сценаристов/декораторов в случае добротной работы над постапокалиптическим сериалом?
- собирается команда для мозгового штурма, и лучше, если там будут ребята с техническим образованием. Не повредит парочка  историков;
- в сети ищется какой-то из уже готовых сценариев различных оборонных-гражданских структур, в которых анализируется состояние Штатов после схожей катастрофы (а таких сценариев в стране, которая много лет серьезно готовилась к атомой войне - должно быть довольно много). Если сценарий сравнительно свежий, то из него можно смело брать статистику и часть причинно-следственных связей;
- проводится пара "игр", особенно на предмет восстановления/использования старых технологий. Имеет ли смысл воссоздавать паровозы, восстанет ли из праха конница (лошади - откуда?), сохранятся ли швейные машинки и есть ли хоть какие-то шансы на сохраненение пароходов. Будет ли нарлд использовать для освещения коксовый газ или свиной навоз пойдет на создание биогаза?

Я такой игры не проводил, потому могу рассуждать только приблизительно.
Но!
- разнообразные варианты парового двигателя как-бы подразумеваются (двигатель Стирлинга поминали многие фантасты). В сериале пытались показать этот момент, но чрезвычайно косо: паровоз был продемонстрирован еще в первых 5-7 сериях. Пароавтомобиль - на 2 секунды в 16-й, кажется, серии. Два прохода - в 17-й. Кроме пароходов - все мельком, а пароходы изображали, просто "приставив" небольшую трубу (уж пароход-то можно было компьютерной графикой нарисовать). Между тем, это вполне очевидное решение, и причем паровая машина куда как менее капризна в смысле топлива. Уголек, дрова, торф (хуже). А президентша Джорджии с гордостью упоминает, что у неё есть парусники - и все? Тут какая-то эпическая засада получается;
- между прочим, неизбежен топливный кризис - добыча нефти сократится хорошо, если в десять раз (танкеров нет, с шельфа не покачаешь, гидроразрыв пласта не устроишь). Что происходит в таких случаях? Начисто вырубается городская растительность. Тупо на дрова. В Днепропетровске/Екатеринославе как в гражданскую, так и в оккупацию - вырубались парки. Так что полузаросшие лесом поселения и милые кустики вокруг городов - это чистый гламур. А вот торф, уголь и лесозаготовки - суровая правда жизни;
- лошадей было бы не просто мало, а удручающе мало. Первые годы голода - лошадей пускали бы на мясо. Тут хорошо бы посмотреть статистику по имеющимся на территории современных США лошадям - как там с поголовьем;
- патроны: в фильме несколько раз говорилось, что с их изготволением прямо-таки феерические сложности, часть народа даже перешла на дульнозарядные мушкеты времен Войны за независимость. "Не верю". При громадной популярности в Штатах разнообразных стрелковых клубов и культуры по самодельному изготовлению патронов - все это бред. Патрон вообще-то появляется в середине 19-го века;
- практически отсутствуют пушки, нет минометов, нет крупнокалиберных пулеметов и т.п. Между тем, миномет, это почти идеальное "артиллерийское" оружие в условиях блэкаута. Делается из трубы, возится на лошади или на арбе (арбу как раз показали). Допуски на точность при изготовлении мин - самые щедрые. Мины можно делать на самых примитивных токарных и фрезерных станках. Пушка-сорокопятка - тоже хороша (в отрядах Ковпака имелись пушки, и даже что-то пытались ремонтировать, а электричества в чернобыльских лесах взять было неоткуда). А пользы от миномета - целый вагон :)  Крупнокалиберный пулемет - вообще незаменимая вещь для борьбы с лучниками (а сцена перестрелки автоматчиков с несколькими лучниками (+пара стволов), засевшими за старыми кузовами машин - это было нечто. Хорошие лучники победили);
- показан ренессанс холодного оружия. Народ учится фехтовать, есть сабли/палаши, имеются арбалеты. Тут можно лишь отослать к старой статье Дивова "На что годится шестизарядник" - он утверждает, что за всю Гражданскую войну в США в госпитали поступило лишь около тысячи человек в рублеными ранами. Револьвер уже в 1860-х (!) вытеснял саблю. Впрочем, гражданам "оттуда" проще ознакомиться с местными источниками. Хотя, может Дивов и не прав :)
- отсутствуют неуправляемые ракетные снаряды. Когда даже запустили вертолеты (а часть плохих парней уже летает на вертолетах) - ничего кроме пулеметов они не несли. То есть даже не уровень сожжения деревни из "Апокалипсиса сегодня", а много много хуже. Между тем "установки залпового огня" имели место еще в первой половине 19-го века;
- при резком снижении количества автомобилей на дорогах (при любом раскладе) должны были бешено активизироваться старые добрые велосипеды. Смотрите на хронику китайских городов 1970-х. Кроме традиционных двухколесников, неизбежно появление многочисленных тележек на велотяге, вариации рикш и т.п. Но не увидал я в фильме такого наплыва велосипедов, хотя и дешево, и сердито;
- отсутствие электричества, но наличие развитой сети железных дорог, паровозов - возвращает нас к ситуации "умеренного стимпанка". Железная дорога подразумевает доставку топлива - угля, дров, торфа - хоть к каким-то предприятиям. Это неизбежно превращает город в закопченное место. Видели несмываемую сажу на старых кирпичах позапрошлого века? Она самая. Но дизайнеры-эстеты (?) распоряделись иначе - все читенькое, гладенькое;
- было бы эстетично показать ветряную мельницу, водяную мельницу - тоже ничего такого не заметил (может, забыл?);
- где дизайнеры/декораторы/костюмеры могли бы оторваться - так это на сочетании обыденых вещей. Понятно, что индустрия роскоши и домашнего дизайна - умрет. В "икею" лучше не заходить. Но вот человеческая изобретательность сохранится. Соответственно, в домах можно было бы увидеть самые причудливые сочетания вещей - функциональных и не очень, новых или неумело починенных. Увы. Почти всегда это либо полное подражание старым интерьерам, либо стандартные толстые свечки, обеспечивающие вечерние разговоры в желтоватой гамме. Единственное, в чем костюмеры себя проявили - это военная форма. Похожая скорее на форму времен мировых войн, упрощенная;
- вообще - 15 лет после катастрофы - то время, когда множество старых вещей уже поломалось, но запчасти еще имеют место быть в немалом количестве. Между прочим, народа в Штатах существенно поменьшало, расход запчастей снизился. Легко изобразить целую отрасль "блошиных рынков" и "ремесленных мастерских". Энтузиастов, которые реставрируют "винтажные"/антикварные вещи старинными же инструментами - навалом. Проконсультироваться с ними - практически даром, пригласить на съемки - уже виднее создателям, но не думаю, чтобы слишком дорого;
- с атомной бомбой в рюкзаке - это без комментариев. Особенно, когда протагонист, убив смертника-шахида, выбросил (куда???) радиоактивное вещество, чтобы оно не попало в руки президентше Джорджии.

Я не хочу выступать в качестве того ученого, который вдохновенно расчитывал конструкцию "Наутилуса" и доказывал, что подлодка капитана Немо должна потонуть.
Создатели "Революции" ориентировалсь прежде всего на эстетические вкусы аудитории и на её же предствления о "симпатичной" посткатастрофе.
Но если все-таки делать нормальную "технологическую" основу сериала - что про зомби, что про мир без электричества, что про пришествие в мир магии - было бы неплохо "отыграть" ситуацию.
А вообще интересно смотреть-то? Я раз попробовал - не пошло. Решил отложить до лучшего настроения.
Там главное не заморачиваться не бессмертии персонажей. Они почти бессмертны - и точка.

Но некоторый азарт в сюжете присутствует - в крайнем случае смотрите серии за полчаса.

Edited at 2013-05-02 09:35 pm (UTC)
к сожалению, туфта и фанера... хотя я пока еще не бросил следить за...
Извините за некромантию.
Как человек, пытавшийся создать мысленный "Мир без электричества" вытерпел полторы серии.